Сокровище нашего национального достояния — классическое образование

17:2621 февр, 2017 25860
Фото: РКШ

В последнее время мы все чаще слышим о том, что стоит вернуться к старой системе образования. Ведь, по многочисленным мнениям, эта система намного действеннее чем та, которую мы имеем сейчас. Не так давно «за возврат к лучшим традициям советской школы» в очередной раз выступила министр образования и науки Ольга Васильева. В Москве нам удалось найти несколько центров и школ, которые практикуют преподавание по классическому стандарту. Обозреватель «ЗР» пообщалась с директором центра «Слово» Татьяной Георгиевной Розе и узнала обо всех плюсах такого образования.

— Почему Вы решили преподавать именно по этой методике?

— Наш Центр развития речи, логики, мышления «Слово» создан для занятий с детьми именно по программе «Русская Классическая Школа».
Мы, педагоги и родители, проанализировав все, что происходит в образовании, сознательно отказались от сегодняшнего содержания образования и действующих ныне методик и вернулись к традиционной отечественной школе. Почему именно по методике РКШ? Все очень просто: мы видим пример современного образования и его результат, а именно — низкий уровень образованности нынешних школьников и абитуриентов!

Немного поясню. После образовательных реформ современные программы выключены из воспитательного процесса, в них не учитывается природа ребенка. Все программы нарушают фундаментальный закон развития мышления: сначала дают максимально обобщенные закономерности, чтобы дети выводили из них частные случаи, требуют абстрагирования от конкретного жизненного содержания. Впоследствии, сознание ребенка в средней школе не имеет того прочного фундамента собственных воспринятых ощущений и наработанных представлений, которые должны были быть заложены начальной школой на конкретно- действенных и образных примерах.

Таким образом, современная школа с ее противоприродными «развивающим» и «компетентностным» подходами стала фактором огромного психического и физического риска для ребенка. Только ленивый сегодня не говорит об этом. Катастрофическое падение уровня образованности абитуриентов — прямое подтверждение этого.

Дети с трудом выдерживают школьные нагрузки. Ребенку тяжело не потому, что материал сложный (программы по сложности как раз значительно уступают дореформенным), а потому, что само содержание учебного материала и дидактические способы его подачи не учитывают природу ребенка. То, что он легко усвоит в пятом классе, к восприятию чего естественно созреет — ему дают в первом, когда он просто этого не понимает, только повторяет. Неужели это не абсурд, когда задания первого класса по математике родители (какая-нибудь активная часть класса) решают совместно по вечерам по телефону?! Это повсеместная практика. Или нанимают репетиторов с первого класса…

Константин Ушинский говорил, что у образования широчайший фундамент — это начальная школа, и маленькая вершина — это высшее образование, где педагогу достаточно просто хорошо знать свой предмет и уметь его излагать. В начальной же школе важна каждая деталь: важно четкое понимание природы мышления ребенка, природы его восприятия, нужны искусные методические и дидактические приемы, которые переведут научные закономерности на доступного ребенка на его уровне развития образ и язык. Это и было мастерски наработано нашей дореволюционной отечественной школой, советская школа в период своего расцвета пользовалась этим опытом, лишь изменив идеологическую направленность.

Поэтому и была выбрана была программа «Русская Классическая Школа», в которой заложена целая образовательная система. Работая по этой программе семь лет, мы можем смело заявить, что в ней отображено все самое лучшее для ребенка. И самое главное, что у детей не пропадает мотивация получать знания.

На мой взгляд, отечественная методика обучения реально способствует воспитанию самостоятельности и трудолюбия у ребенка. Хочется отметить тот факт, что все дети во время занятий полностью вовлечены в процесс изучаемой темы.

— Расскажите об учебниках, по которым Вы занимаетесь.

— В Центре проводятся занятия с детьми дошкольного и школьного возраста по уникальной образовательной системе «Русская Классическая Школа», в основу которой, положены труды К.Ушинского — в словесности и А. С. Пчёлко, Г. Б. Поляка, А. П. Киселёва — в математике. Программа РКШ разработана командой педагогов, методистов Москвы и Екатеринбурга. Концептуально разработан и подобран материал уникального авторского курса И.А. Горячевой для подготовки к школе, начальной школы, также разрабатывается учебный курс для средней и старшей школы по русскому языку и литературе. Особенность этого курса — не схоластическая обработка разрозненных тем и правил, а возобновление утерянной после Ф. И. Буслаева и К.Д. Ушинского классической традиции наблюдения над языковыми явлениями и формирование в сознании ребёнка закономерностей, логики устроения родного языка.

Это лучшие образцы отечественных учебников для начальной школы. Учебники арифметики издавались в сороковых — шестидесятых годах ХХ-го столетия.

— Что, на Ваш взгляд, является самым ценным в этих учебниках?

— Это то, что данные учебные пособия проверены временем, выстраивают наиболее целостный, системный фундамент для последующего обучения в средней и старшей школе. Задают ребенку высокую познавательную мотивацию. В учебниках и пособиях РКШ заложены все методические принципы русской школы: принцип сознательного усвоения знаний, принцип системности (знания и навыки, сообщаемые учащимся располагаются в определенной системе и строгой последовательности), принцип предметного обучения, постепенности (переход от одной темы лишь тогда, когда хорошо усвоена предыдущая), принцип достаточного учебного времени (арифметику изучаем 6 часов в неделю), принцип учета возрастных особенностей детей, принцип систематического повторения и закрепление пройденного, принцип систематической самостоятельной (в частности, домашней) работы учащегося с учебником, принцип стабильной организации всего учебного процесса… Все эти принципы взаимосвязаны. Все они направлены на сознательное восприятие знаний учащимися, глубокое их понимание и прочное усвоение.

— Что в первую очередь развивается в сознании ребенка, занимающегося по такой программе?

— Ребенок развивается всесторонне. Ушинский писал: «Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания». Не зря учебные книги, программы РКШ, так и называются — «Родное Слово». Длительный опыт работы по этим замечательным книгам показал, что содержание текстов формирует у детей цельное и объемное представление о мире, соответствующее их возрасту, укореняет в родной культуре.

Благодаря программе в детях развиваются все виды памяти, внимание, собранность, прививается желание учиться. Появляется стремление познавать и любить мир.

А также, что немаловажно, в учащихся развиваются такие качества как честность, добросовестность, аккуратность, настойчивость в достижении положительных результатов, терпение, доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к старшим. Обучаясь по этой программе, ребенок испытывает радость и у него появляется уверенность в собственных силах…

Таким образом, единственной, на наш взгляд, возможностью вернуть нашим детям радость и успешность их главного дела — учебного труда является возврат к бесценному наследию наших гениальных предков. Мы являемся обладателями сокровища, нашего национального достояния — русского классического содержания образования и русской классической методики. Это вершина педагогической деятельности лучших представителей отечественной педагогики. Мы искренне благодарим разработчиков и руководителей программы «Русская Классическая Школа».

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена