Российские ракетные двигатели для США: прыжок выше головы

15:0319 Jan, 2015 19240

США закупили у России 60 двигателей для осуществления программы НАСА по доставке грузов на Международную космическую станцию. По мнению обозревателя журнала «Новости космонавтики», в нынешних экономических условиях и на фоне санкций — это большая удача для обеих стран.

Россия и США заключили контракт на поставки двигателей для ракет Antares стоимостью 1 млрд долларов. Американская компания Orbital Sciences закупит для своего ракетоносителя Antares двигатели РД-181 у компании «НПО Энергомаш». Это успех для обеих стран в нынешних экономических условиях и на фоне санкций, считает редактор и обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов. По его словам, «это единичные сделки, которые готовятся годами», к тому же других заказчиков на эти ракетные двигатели у России пока нет.

ЗР: Разве Конгресс США не наложил запрет на покупку российских ракетных двигателей?

И.Л.: Это не распространяется на всю американскую космическую отрасль. На данный момент существует законодательный запрет на заключение новых договоров в части ракет, которые выводят «государственные полезные нагрузки», читайте военные спутники. После выполнения действующих контрактов станет почти невозможно запускать американские военные спутники на носителях, содержащих российские компоненты. Касается это, по существу, только ракеты Atlas V, поскольку это единственный американский носитель с российскими двигателями, используемый для запусков военных спутников.

В остальном запретов нет. Как заключались контракты на коммерческие запуски на «Протонах», так и заключаются. И как могли быть заключены контракты на запуски гражданских аппаратов на американских ракетах с российскими двигателями, так они и могут быть заключены.

ЗР: Американская космическая отрасль стремится к снижению зависимости от двигателей российского производства. Почему США продолжают покупать их у нас?

И.Л.: Тут ответ простой. Компания Orbital Sciences Corporation в октябре прошлого года потерпела серьезную неудачу при запуске своей ракеты-носителя «Антарес» с двумя модифицированными советскими двигателями НК-33 (доработанными американцами под новыми обозначениями AJ26-62).

Причина аварии пока не объявлена. Тем не менее сформировалось такое мнение, что использовать советские двигатели 1970-х годов выпуска, пусть даже и модернизированные, опасно как для выполнения программ, так и для их репутации…

Это очень обидно и для нас, и для них. Если бы мы эти НК-33 пустили в дело в 30 лет назад, то не было бы никаких проблем по части усталости металла и всего, что связано с длительным хранением. Но в любом случае американцы и до этого собирались перейти на новые двигатели. После катастрофы у них уверенность в этом закрепилась.

А поскольку Orbital Sciences — это чисто коммерческое предприятие, которое на данный момент имеет контракт с NASA по запуску беспилотных грузовых кораблей Cygnus на МКС (ЗР: В рамках программы «Коммерческая орбитальная транспортировка»), то они со спокойной совестью снова пошли на договор с нами.

ЗР: 60 двигателей, которые американцы купили у нас, — это много или мало? Раньше объемы были такими же? Можно ли говорить об уменьшении или увеличении поставок?

И.Л.: Говорить об этом бессмысленно, потому что раньше у нас был только один контракт на 101 двигатель РД-180. Заключался он, во-первых, в другую эпоху и в итоге оказался не слишком нам выгоден (ЗР: По соглашению 1997 года, Россия должна поставить в США 101 двигатель для ракет «Атлас-5».).

Во-вторых, для Orbital Sciences закупка 60 двигателей — это прыжок выше головы, потому что пока у них контракт еще лишь на пять полетов.

Понятно, что 60 двигателей — это намного больше, чем наличное количество НК-33 у американцев и чем то число, которое нужно для завершения текущего контракта с NASA. То есть они закупают их с надеждой продолжить эксплуатировать свой носитель на коммерческой основе и получать новые контракты.

ЗР: Как давно США покупают наши двигатели?

И.Л.: Собственно, этими тремя контрактами история и ограничивается. А началась она в 90-е годы. Первый контракт на РД-180 для ракеты «Атлас 3», а затем «Атлас 5», был заключен в 1997 году. Потом был контракт на двигатели НК-33 для… Здесь нужно сказать много слов, потому что закупались они под одну программу, потом планировались под другую, а полетели, в итоге, в третьей. И вот теперь контракт на РД-181.

ЗР: То есть это уже третий этап партнерства России и США в этой отрасли?

И.Л.: Можно сказать и так.

ЗР: Сколько стоит двигатель РД-181?

И.Л.: Этой информацией я не обладаю.

ЗР: В чем преимущество нового двигателя?

И.Л.: Это версия двигателя РД-191 для ракеты «Ангара», модифицированная специально для ракеты Antares. Собственно, это уже вторая его коммерческая версия. Первая летала на южно-корейской ракете Naro-1 в 2009–2013 годах.

Первый полет ракеты Antares с новым двигателем РД-181 запланирован на начало 2016 года.

Беседовала Дарья Баринова

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена