Прерванный полет Владимира Петлякова

06:0127 июня, 2014 4591

В этот день родился Владимир Михайлович Петляков (1891 – 1942) — пожалуй, первый среди отечественных авиаконструкторов, которые не успели до конца реализовать свой потенциал. Но и того, что он успел сделать, хватило на долгую память после войны.

Петляков — выходец с фирмы А.Н.Туполева, когда она еще не была «фирмой» в современном понимании, а представляла коллектив единомышленников. У Туполева Петляков занимался расчетом крыльев. Его первая самостоятельная работа над серьезным летательным аппаратом — это АНТ-42, он же ТБ-7. Четырехмоторный «стратег», в общих чертах разработанный в 1934−35 гг., доводился мучительно, годами, менял двигатели, но, выпущенный небольшой серией, успел даже принять участие в войне. Бригадой, разрабатывавшей туполевский ТБ-7, как раз руководил Петляков.

В 1937 году Петляков был арестован по обвинению в том, что якобы состоял в «Русско- фашистской партии» и занимался вредительством. По тому же делу были арестованы более двух десятков человек, включая самого Туполева и С.П.Королева.

Конструкторов скоро вернули из тюрем и лагерей, собрав их воедино в ЦКБ-29 — так называемую «шарашку», где посадили заниматься тем же, чем до ареста. В «шарашке» Петляков работал над проектом высотного истребителя (ВИ-100). Из этого проекта мало что вышло, но в машине заметили потенциал для создания пикирующего бомбардировщика.

Так появилась машина Пе-2 — один из самых известных самолетов войны, воспетый в отличном советском фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика».

Пе-2, «пешка», как его прозвали в войсках, оставил по себе двусмысленную память. Сырая машина пошла в войска сразу, в 1941 году, и доводилась, что называется, в рабочем порядке. Не всегда удобный в обслуживании и строгий в пилотировании, самолет-таки стал «воздушным рабочим войны» — во многом от того, что других кандидатов на его пост не было.

Конкурентом Петлякова стал его учитель Туполев, который провозился со своим «самолетом 103» аж до 1943 года, покуда тот не превратился в Ту-2 и не пошел в серию, но к этому моменту Пе-2 уже успел стать основным фронтовым бомбардировщиком. Им и остался: до 1945 года выпустили свыше 11 тыс. Пе-2, а Ту-2 — чуть более 800 штук.

Но Владимир Петляков всего этого уже не увидел. В январе 1942 года в срочном порядке Петляков вылетел на собственном же сыром Пе-2 из Казани в Москву (штатный пассажирский самолет «выбить» не получилось). Одна из версий — Петляков летел к Сталину и наркому авиапрома Шахурину обсуждать вопрос о возвращении с фронта талантливых авиаинженеров.

По другой версии, летел к ним же — но с другим вопросом: по поводу самоуправства Туполева, попробовавшего выкинуть производство Пе-2 с казанского завода № 22 (на тот момент головного для «пешек»), чтобы заменить его на серию своего будущего бомбардировщика «103». У Туполева были свои резоны: его опытный «103», в свою очередь, выжимал с омского авиазавода № 166 всесильный зам Шахурина — не кто иной, как знаменитый авиаконструктор Александр Яковлев.

Как оно было на самом деле, судить трудно.

12 января 1942 года около нижегородского города Сергач самолет Пе-2, на котором Владимир Петляков летел в Москву, загорелся и упал. Никто не выжил.

Уже после этой катастрофы стратегический четырехмоторник Туполева ТБ-7 получил новое имя — Пе-8. Казанский завод «пешек» никто не тронул, он до конца войны производил эти самолеты, нужные фронту.

Остается только гадать, как выглядел бы советский авиапром, если бы в нем после войны был Владимир Петляков.

Туполевское «гнездо» породило такое количество ярких личностей — Владимира Мясищева, Роберта Бартини, Сергея Королева, Павла Сухого, Александра Архангельского, — что и Петляков, создавший себе имя и репутацию фронтовой «пешкой», легко мог претендовать на собственное КБ и заводы.

А там, как знать — какие новые бомбардировщики мы бы увидели за его авторством?

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена