Подлодка Б-413: вид на Калининград из перископа

09:5028 Aug, 2015 6648

«ЗР» продолжает открывать двери и люки музеев. В этот раз у наших читателей есть уникальная возможность посмотреть на город Канта из единственной в России подводной лодки-музея наплаву.

Дизель-электрическая подлодка Б-413 проекта 641 была спущена на воду в 1968 году. Ходила на Кубу, по Средиземному, Норвежскому, Баренцеву морям. А в 1990 перешла из состава Северного флота на Балтийский. В 2000 году была переоборудована на заводе «Янтарь» под музей и пришвартовалась на реке Преголе, став частью экспозиции Музея мирового океана в Калининграде.

Фото: Защищать Россию

Лодка является единственной в России из музейных, которая стоит у причала на плаву. Она ежегодно входит в речной реестр судов — остальные стоят на бетонных основаниях.

Вид на новые здания расширяющего «владения» Музея мирового океана и выпущенный носовой руль по левому борту (руль правого борта сложен).

Фото: Защищать Россию

Внутри лодка подверглась минимальным изменениям. Специально для посетителей были сделаны носовой и кормовой трапы в первый и седьмой отсеки. Для простора в торпедном отсеке срезали стеллажи, на которых лежали торпеды, оставив их лишь по правому борту. Аппарат управления торпедной стрельбой 2Л-1 находился на уровне груди человека, теперь на него смотрят снизу вверх — в процессе переоборудования под музей была срезана часть палубы.

Фото: Защищать Россию

Лодка вооружена шестью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм. Со стеллажей торпеды 53-65К длиной 8,2 м и весом 2070 кг заряжались в аппараты. Скорость хода торпеды — 45 узлов (80 км/ч), дальность — 19 км.

Фото: Защищать Россию

Из-за недостатка места на лодке на торпедах спали матросы, оставшиеся 18 коек для неофицерского состава находились в 7-м отсеке. Из 80 человек экипажа всего лишь 13 были офицерами. При этом едва ли в каютах им было комфортнее. Длина койки (даже командира корабля) меньше, чем у полки в плацкартном вагоне — в отличие от торпедного ложа ноги вытянуть некуда.

Фото: Защищать Россию

Люки на Б-413 остались оригинальными. В них можно пролезать, как пролезают сухопутные сограждане, а можно — как настоящие подводники: взявшись за рычаг и пропрыгивая ногами вперед, внутрь отсека.

Фото: Защищать Россию

Служебные надписи затирать не стали. На внутренней части люка на переборке между 2-м и 3-м отсеками нанесены сигналы морзянки.

Фото: Защищать Россию

В третьем отсеке находится кают-компания. Она же операционная, по совместительству. Дело опять же в недостатке свободного места. Б-413 — маленькая подлодка. Ее водоизмещение всего 2,5 тысячи тонн, как у надводного корабля второго ранга. В экстренных случаях стол кают-компании превращался в операционный, над ним зажигались мощные бестеневые лампы, вся импровизированная операционная промывалась спиртом. В стеллажах размещены хирургические инструменты. В 1981 году в Средиземном море на Б-413 был удален аппендикс.

Фото: Защищать Россию

В четвертом отсеке размещается комплекс приборов и устройств управления всплытием и погружением — многочисленные вентили регулируют количество забортной воды в балластных цистернах на корме и в носу корабля.

Фото: Защищать Россию

Специально для туристов ядовитым розовым цветом обозначен уровень дифферента, соответственно, с отметками «нос» и «корма». Работает по принципу обыкновенного строительного уровня, в котором капелька воздуха плавает в зависимости от наклона относительно земли. В Б-413 дифферент равен 0 градусов.

Фото: Защищать Россию

Над третьим и четвертым отсеками находится рубка, поднявшись в которую, можно обозреть город в работающий перископ. Он открывает обзор не только в 360 градусов по горизонтали, но и позволяет менять градусы по вертикали. Довольно забавно отыскивать в окуляр тех, кто гуляет по набережной или ждет вашего возвращения с подлодки.

Фото: Защищать Россию

Верхний рубочный люк заблокирован, и вылезти из подлодки не получится. Для удобства посетителей «труба», ведущая к нему, обита резиной.

Фото: Защищать Россию

На камбузе лежат «боевые» консервы. Пространства, чтобы развернуться с половниками, совсем нет.

Фото: Защищать Россию

В пятом отсеке расположены три дизеля надводного хода 2Д42М, пост управления ими, два дизель компрессора и система кондиционирования. С одного из дизелей срезан кожух, и он доступен для обозрения.

Фото: Защищать Россию

Шестой отсек — электромоторный. В нем находятся два бортовых гребных электродвигателя ПГ102К, опреснительные установки, пост управления электродвигателем экономического хода и еще несколько агрегатов. На аккумуляторах дизель-электрическая лодка идет под водой.

Фото: Защищать Россию

Седьмой отсек кормовой. Отсек «борьбы за живучесть». Над головой люк, который сквозь корпус ведет наружу.

Фото: Защищать Россию

В этом же отсеке представлен гидрокомбинезон подводника СГП-60 с индивидуальным дыхательным аппаратом ИДА-59, а также широко известный по фильму «72 метра» трос с мусингами — шарами-отметками глубины для остановок, предупреждающих кессонную болезнь.

Фото: Защищать Россию

Кроме того, в кормовом седьмом отсеке находятся четыре торпедных аппарата. Один из них подсвечен диодами для визуализации его длины.

Фото: Защищать Россию

Здесь же находились 18 коек для экипажа, из которых для удобства посетителей осталось лишь три.

Фото: Защищать Россию

Над седьмым отсеком находится т.н. коммингс-площадка — гладкий, почти без выбоин круг, к которому в экстренных ситуациях пристыковываются водолазные колоколы. Гладкость стали должна обеспечивать герметичность стыковки. Именно к коммингс-площадке не смогли подойти колоколы при спасении АПЛ «Курск».

Фото: Защищать Россию

 

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена