Подлодка К-429: двойная трагедия атомного «Ската»

16:5223 Nov, 2016 72745

Советской подводной лодке К-429 за свою недолгую службу «посчастливилось» затонуть два раза. «Защищать Россию» вспоминает ее трагическую историю.

В 1960-х годах были сконструированы первые подводные лодки проекта 670 «Скат». В 1970 году они стали входить в состав флота. Это были одни из первых субмарин, которые могли запускать ракеты из-под воды. Также в оснащение «Скатов» входили дозвуковые ракеты П-70 «Аметист», которые могли доставлять боеголовку в обычном снаряжении или ядерную мощностью до 200 килотонн на расстояние до 570 километров.

Лодка К-429, ставшая десятой в своем классе, запомнилась многим своей «живучестью».

Ее включили в состав Тихоокеанского флота в сентябре 1972 года. Подлодка прослужила до 1983 года, после чего в том же году была поставлена на капитальный ремонт и переоснащение. Во время работ крылатые ракеты в ядерном оснащении и торпеды оставались на борту корабля. Экипаж лодки отправили в отпуск.

Напряженные отношения между СССР и США вынуждали командование советского Тихоокеанского флота прибегать к крайним мерам. Так под удар попала К-429, которую вернули на боевую службу раньше запланированного срока, не завершив ремонт судна. Капитану первого ранга Николаю Суворову не удалось вернуть всю команду из отпуска, и 24 июня 1983 года в море вышел сборный экипаж с нескольких других подводных лодок.

Изначально Суворов не был предупрежден о том, что у лодки имеются проблемы с вентиляцией, а приборы на борту не были настроены должным образом. А новый экипаж слабо разбирался в системах К-429. Плюс ко всему, команда на борту не была сработана, и ее члены не имели нужного опыта для быстрого устранения аварии. Катастрофа произошла уже при первом пробном погружении К-429. Один из отсеков лодки вдруг начал стремительно заполняться водой.

Видимо, не учитывалось, что при замене 30 процентов экипажа подлодка считается не боеготовной…

В результате за короткий промежуток времени погибло около 14 человек. Вскоре после этого лодка легла на дно на глубине около 50 метров. Суворов понимал, что использовать находившиеся на борту аварийно-спасательные люки и буи будет серьезным нарушением, поэтому он принял решение ждать — в надежде, что вскоре на базе заметят исчезновение лодки. Спустя несколько часов ситуация усугубилась тем, что температура на борту лодки опустилась до 12 градусов, и взорвалась одна из главных батарей корабля. Суворов и два других командира, находившихся на К-429, понимали, что нужно предпринимать какие-либо меры.

Лодка лежала на грунте на глубине 45 метров. Если бы дифферентовку производили не в бухте Саранной, а чуть подальше в море, где глубина достигает до 500 метров, то ее просто могло бы раздавить.

Подъем К-429. Август 1983 года. Фото: forums.airbase.ru

Капитаном I ранга Гусевым было принято решение отправить через торпедные аппараты на поверхность двух членов экипажа. Добравшись до суши, они сразу же были арестованы по подозрению в шпионаже. Первая история затонувшей К-429 закончилась тем, что экипаж и лодка были спасены. Суворова и командира одной из боевых частей Лиховозова спустя несколько месяцев арестовали и судили. Первому дали десять лет, второму — восемь.

Суворов провел три года в колонии-поселении в Новгородской области. Он был освобожден по амнистии в сентябре 1987 года, и скончался в 1998 году в Санкт-Петербурге.

Советское общество узнало об этом инциденте только при Горбачеве. Ведь прежде вся информация об атомных подводных лодках в СССР была строго засекречена.

Однако путь злосчастной подлодки К-429 на этом не закончился. Субмарина была отремонтирована, так как не имела серьезных повреждений, и возвращена в строй. Но и вторая жизнь этой лодки оказалось недолгой. Второй раз лодка затонула в сентябре 1985 года, потеряв одного члена экипажа.

Причину аварии на этот раз до конца установить не удалось. К-429 снова удалось спасти, но после этого случая ее уже не возвращали в состав флота. Остаток своего пути лодка прослужила в качестве учебно-тренировочного центра, а в 1990-е годы ее вместе с другими субмаринами этого типа отправили на утилизацию.

 

Памятник погибшим подводникам на Камчатке.

 

В наше время о трагедии К-429 написано немало книг. Одними из самых читаемых являются: «Катастрофы под водой» и «Дело Суворова. К-429» Николая Мормуля. Однако, по мнению специалистов, справедливой оценки эта катастрофа не получила и до сих пор.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена