Строго ногами вниз, или как правильно сойти с тонущего корабля

13:5906 May, 2016 6617
Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Спасение экипажа — дело рук самого экипажа. Как правильно покидать борт тонущего корабля и спасать товарищей, учат будущих офицеров в Военно-морском институте ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Санкт-Петербурге. Корреспонденты «Защищать Россию» посмотрели, как проходит надводная спасательная подготовка курсантов.

Занятия по надводной спасательной подготовке начинаются со второго курса и повторяются ежегодно. Тренировки проходят в режиме факультатива, на них отводится порядка 12 часов в семестр. Особенно актуальны подобные занятия перед тем, как у курсантов начинается практика на флоте. Без соответствующей отметки они не попадут на действующий корабль.

Бассейн, в котором проходят занятия, создан специально для тренировок курсантов. Температура воды в чаше бассейна — 26 градусов. Вышка сделана как борт надводного корабля, ее высота — три метра.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Во время тренировки курсанты в индивидуальных спасательных средствах прыгают с вышки. Главная задача — довести до автоматизма выполнение простых, но жизненно важных элементов. Например, обязательно нужно осмотреть место, куда человек планирует приводняться, и прикрыть рот и нос рукой, чтобы избежать рефлекторной остановки дыхания при вхождении в воду.

Основное время тренировки отводится на отработку действий при погрузке личного состава на спасательные плоты.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Плот — ПСН-10М — надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения людей во время вынужденной посадки на воду. Его вместимость — 10 человек.

На судне плот хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных пластмассовыми болтами. Они разрываются от внутреннего давления газа при надувании плота. Размер контейнера приблизительно 100*40 см. Количество плотов на судне рассчитывается исходя из общего количества людей на борту плюс резервные 10%. Так что, такой истории как на «Титанике» не случится — на каждого члена экипажа есть спасательное место.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Сегодня ПСН есть на всех надводных кораблях и подлодках ВМФ. Процесс «спасания» начинается только по команде «приготовиться к покиданию аварийного корабля». До этого момента личный состав должен бороться за живучесть судна. По команде экипаж перемещается к точке сбора — месту, где расположены контейнеры с плотами, а также индивидуальные спасательные средства. Прежде чем покинуть корабль, каждый член экипажа надевает спасательный жилет или нагрудник. В некоторых случаях помимо жилета надевают гидротермокостюмы, защищающие от переохлаждения.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

После команды «покинуть корабль» плот сбрасывают на воду. Надувается ПСН автоматически. Конструкция плота выдерживает влияние окружающей среды в течение 30 суток.

Штатная комплектация ПСН включает запасы воды и пищи, средства заделки пробоин (материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы), аптечку первой помощи, рыболовные принадлежности и другое. Плюс к этому личный состав забирает с корабля все, что можно забрать. Грузоподъемность плота — 10 человек плюс 10 человек. Выходит, на борт ПСН можно взять или еще столько же людей, или соответствующее по весу имущество.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

После того, как плот раскрылся, происходит покидание аварийного судна. Если есть возможность, то ПСН подтягивают за линь к борту корабля и переходят на плот. Если же перейти на спасательное средство невозможно, то личный состав прыгает в воду, а потом залезает на плот.

Прыжок совершается строго ногами вниз. Взгляд при этом должен быть направлен вперед. Чтобы не получить удара по подбородку, нужно удерживать индивидуальное спасательное средство.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

После прыжка курсанты отрабатывают в воде положения для согревания: «HELP» — поза эмбриона: руки прижаты к боковым поверхностям туловища, ноги согнуты и поджаты к животу; «Груда» — все собираются в кучу, обхватывают друг друга за плечи и согревают; положение «Колонна», при котором люди находятся друг за другом. Ноги при этом должны быть поджаты, корпус тела откинут назад. Последнее положение применяют при сильном волнении моря.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

На каждой тренировке в бассейне присутствует водолаз. Его задача — быстро доставить курсанта к бортику в случае травмы при приводнении.

После отработки прыжка и положений в воде начинается основная часть тренировки — посадка на плот. Он может раскрыться неправильно, то есть находиться на воде в перевернутом состоянии. Тогда один из членов экипажа должен забраться на «днище» и потянув за специальные лямки оттянуть спасательное средство на себя и перевернуть его.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Забраться в плот не так просто. Нужно лечь животом на бортик, упереться ногами в трап и затем подтягивать себя внутрь спасательного средства. Тот, кто находится внутри ПСН, помогает забраться в плот следующему — придерживает за воротник спасательного жилета и под локоть.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Когда все спасенные разместились внутри плота, спасательное плавсредство должно отойти от тонущего корабля на безопасное расстояние. Для этого на ПСН есть два плавучих складных весла и два плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота прикрепленный якорь раскрывается автоматически.

Помимо этого на плоту автоматически включается лампочка и дальше для спасенных начинается «Выживание в условиях автономии» — теоретическая часть курса «Надводной спасательной подготовки».

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Плот одноразовый — после спасения экипажа его утилизируют. Именно поэтому в институте он находится уже в раскрытом виде. Инструкторы отмечают, что одного ПСН хватает на год тренировок.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена