Первый «Петр Великий», или судьба броненосца по имени «Крейсер»

09:5605 июня, 2014 4662

В первых числах июня 1869 года на стапеле петербургского Галерного острова начали неспешно монтировать стальные конструкции киля. Пройдет еще много времени, и на верфи вырастет приземистый низкобортный броненосец с одной трубой на центральной надстройке и двумя орудийными башнями, массивными и плоскими. Это был «Петр Великий», один из первенцев российского броненосного флота, прослуживший в строю более 80 лет.

Тип корабля при проектировании был обозначен как «монитор-крейсер» (мореходный монитор). Несмотря на то, что корабль обозвали «монитором», он имел отличную мореходность, что позволяло использовать его не только в прибрежной зоне, но и в океанских плаваниях. Задача ставилась так: создать бронированный корабль с защищенной башенной артиллерией, который мог бы угрожать коммуникациям противника, а также нападать на рейды портов и морских баз. С этим связано и его первоначальное имя — «Крейсер». «Петром Великим» он стал только в 1872 году, а эскадренным броненосцем — в 1892 году.

«Петр» был инновационным кораблем для своего времени. Он не был каким-то фантастическим творением, перед которым почтительно склонились бы, скажем, умелые британские корабелы и инженеры. Но лучшим английским образцам подобного типа он не уступал, более того — считался одним из сильнейших кораблей своего времени. И самое главное — он был первым таким кораблем для русского флота, только-только вступавшего в гонку морских вооружений после унизительного Парижского договора 1856 года, запретившего стране иметь флот на Черном море.

Для того, чтобы диктовать ведущим мировым державам свое право владеть морями, Россия должна была иметь современный броненосный флот с мощной артиллерией. С «Петра Великого» такой флот и начался по-настоящему.

До того флот уже получил некоторое количество бронированных и башенных кораблей. Это были двух- и трехбашенные броненосные фрегаты, а также канонерские лодки и маломореходные мониторы с башенной артиллерией. Но полноценный мореходный бронированный линкор, каковым и был «Петр Великий», Россия строила впервые. По насыщенности новыми машинами и механизмами корабль не имел себе равных в нашем флоте.

Первоначально на корабль планировалось поставить четыре чудовищные 508-мм гладкоствольные чугунные пушки с дульным заряжанием. Гладкие стволы доживали свои последние годы, все больше раздувая калибр, чтобы бороться с кораблями, стремительно обраставшими броней, от которой рикошетировали еще недавно разрушительные ядра.

508-мм «чугунку» даже сделали и испытали. Однако параллельно с этим русские военные наблюдали блестящие испытания 280-мм нарезного орудия Круппа с хорошей точностью и огромной по тем временам начальной скоростью снаряда.

Рассматривался вариант вооружения такими пушками «Петра», но русский Обуховский завод взялся впервые в отечественной истории сделать 305-мм нарезное орудие с длиной ствола в 20 калибров. Вышла удачнейшая пушка, «12-дм орудие образца 1867 года», как его назвали. В 1874 году орудия были смонтированы на «Петра».

Корабль строился мучительно долго. Так бывает с теми, кто «совсем-совсем первый». Начатый сооружением в 1869 году, официально заложенный лишь год спустя, он вошел в состав флота лишь осенью 1876 года.

На нем учились. Строить «Петров» серией не пришлось: все силы были брошены на извлечение опыта из постройки и эксплуатации капризного первенца.

Опыт был бесценен: российский флот еще никогда не имел дела с подобными кораблями.

В 1882 году Россия примет так называемую «20-летнюю программу» строительства большого флота. На Балтике заложат «Александра II» и «Николая I», на Черном море — «Екатерину II», «Чесму», «Синоп», «Георгия Победоносца». Впереди было строительство «Двенадцати апостолов», «Гангута» и «Наварина», «Трех святителей» и «Сисоя Великого», потом броненосцев типа «Полтава», «Победа», «Бородино». Россия выходила в океан своими силами.

А «Петр Великий» служил себе на Балтике. В 1892 году «монитор» стал «эскадренным броненосцем», но к тому времени корабль, вполне крепкий, уже начал морально устаревать: гонка вооружений продвинула технологии вперед.

С 1903 года «Петр» стал учебным артиллерийским кораблем, после перевооружения в 1906 году старые 305-мм орудия сменили на более современные 203-мм. Корабль активно использовали для подготовки флотских артиллеристов.

В годы Первой мировой «Петр Великий» — плавбаза балтийских подводных лодок. Гражданскую войну и разруху корабль пережил тяжело, фактически он был разукомплектован до самого корпуса. В 1921 году его официально исключили из состава флота и передали кронштадтскому порту под скромным именем «блокшив № 1» (с 1932 года «блокшив № 4»). Корабль был складом и даже плавучей казармой. В 1959 году его в преклонном возрасте сдали на слом.

На этом все? Наверное. Кораблей с таким именем в российском флоте больше не было, если не считать пассажирского парохода «Император Петр Великий».

До 1992 года, когда строившийся в Ленинграде атомный крейсер «Юрий Андропов» был переименован в «Петра Великого». История продолжается.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена