Перспективы истребительной авиации России

10:2228 Apr, 2014 7409

Облик ВВС России на ближайшие десятилетия наконец-то, после многих лет метаний вырисовывается достаточно ясно. Касается это и истребительной авиации, сферы с традиционно богатым выбором. Если перечислять самолеты только новой постройки, которые поступают или будут поступать в войска в ближайшее десятилетие, мы получим Су-30СМ, Су-30М2, Су-35С, МиГ-29СМТ, МиГ-35С (в одно- и двухместном вариантах) и истребитель пятого поколения — результат работ по программе ПАК ФА. Итого шесть действительно разных самолетов трех семейств.

Почему же их так много и зачем нам «четверки» — самолеты четвертого поколения, — когда наступает эпоха «пятерок»?

«Серебряной пулей» и главной надеждой ВВС на ближайшие десятилетия, конечно, будет истребитель пятого поколения, создаваемый по программе ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации), прототипы которого проходят сейчас испытания под заводским индексом Т-50.

Без сомнения, именно ПАК ФА по совокупности характеристик на долгие годы станет лучшим истребителем ВВС РФ и займет достойное место среди мировых представителей своего класса.

Так что желание многих неискушенных любителей авиации сделать максимальную ставку на него, в общем, понятно. Однако следует помнить и об очевидных минусах: при тех же условиях сложных и дорогих истребителей всегда будет произведено меньше, чем более простых. Эксплуатация их дороже и трудозатратнее. При этом для большинства задач возможности машин, так сказать, «hi-end класса» будут просто избыточны, а вот увеличение авиапарка нашей огромной стране не помешает.

Не стоит забывать и о российском авиапарке, который находится если не в кризисном, то в «предкризисном» состоянии (сказался практически полный перерыв в закупках авиатехники с начала 90-х до середины «нулевых»). По плану серийное производство ПАК ФА и поступление его в войска начнется с 2016 г. До конца 2020 г. планируется выпустить 60 машин — количество для масштабов любых ВВС весьма скромное. Вспомним и о времени, которое требуется для освоения совершенно новой машины в войсках. Получается, что достижение первыми эскадрильями истребителей пятого поколения хотя бы начальной боеготовности до конца текущего десятилетия было бы отличным результатом.

Вывод: если надеяться только на «новинку», то численность боеготовых самолетов в наших ВВС в скором будущем неизбежно просядет.

На роль единственного истребителя ПАК ФА также не годится — производство и содержание достаточного для страны числа машин станет неоправданно тяжелым бременем. Особенно если учесть, что полностью раскрыть свои возможности (а значит и «окупить» затраты оборонного бюджета на себя) самолет сможет далеко не в каждой задаче.

Таким образом, мы приходим к тому, что ПАК ФА понадобится «сослуживец», более дешевый и простой в эксплуатации и освоении. Первое, что может прийти в голову, — легкий, скорее всего однодвигательный, истребитель пятого поколения, по возможности унифицированный с двухдвигательной тяжелой машиной. О необходимости скорейшего создания нового легкого истребителя, в частности, заявил в декабре прошлого года вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в Правительстве оборонно-промышленный комплекс. Однако в апреле этого года директор Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК) Михаил Погосян отметил, что, хотя он не исключает возможности создания такой машины в будущем, в оперативных планах корпорации-госмонополиста такой задачи нет.

И это верно — даже если сейчас начать разработку легкого истребителя с максимальным напряжением сил, в ущерб программе ПАК ФА, не стоит ожидать начала поступления его на вооружение раньше середины
2020-х гг. 

То есть он никак не поможет в решении стоящей сегодня перед оборонно-промышленным комплексом задачи обновления парка ВВС.

Вот и остается единственная альтернатива — модернизированные истребители четвертого поколения нового производства.

Они более-менее готовы уже сейчас, их производство освоено и может вестись в достаточных объемах, они дешевы и просты в освоении (по крайней мере, по сравнению с принципиально новыми «пятерками») и имеют отличный запас срока службы, в отличие от самолетов производства времен СССР, прошедших капремонт с модернизацией.

Потребности отечественных ВВС в истребителе пятого поколения оцениваются в районе 150 ед., так что все остальное будут добирать модернизированными «четверками».

Это общемировая практика — стоит взглянуть хотя бы на крупнейшие и самые сильные ВВС зарубежных стран, которые принадлежат США и Китаю. Первые оставят на вооружении свои «четверки» — F-15 и F-16 — до начала 2030-х гг., и сейчас работают над продлением их ресурса (благо в 90-е они закупки самолетов сократили, а не прекращали, и многие их машины физически моложе). Вторые, параллельно с национальными программами истребителей пятого поколения J-20 и J-31, запустили в серию новую модификацию своего истребителя четвертого поколения J-10 — J-10B, работают над усовершенствованием нелицензионных копий наших Су-27 и Су-30 и планируют закупки Су-35.

Кажущаяся пестрота в отечественных закупках также оправдана — самолетов требуется много, нужны они, как говорится, «вчера», а значит, для их производства потребуются все имеющиеся мощности.

Авиапарк, конечно, хочется унифицировать, но… по словам М.Погосяна, «наверное, на каком-то этапе это будет происходить, но не в один день и не сейчас».

Основным истребителем поколения 4+ в отечественных ВВС станет Су-35С. По своим возможностям он вплотную приближается к «пятеркам».

Остро не хватает, пожалуй, только полномасштабного внедрения средств понижения заметности. Самолет, в первую очередь, займет нишу истребителя завоевания господства в воздухе. В данный момент машину начали осваивать в войсках: поставлено 22 самолета, еще 26 будет передано до конца 2015 г. Планируется повторить заказ, еще на 48 машин, и, таким образом, к концу 2020 г. довести их число до 96.

За время самостоятельного выживания на экспортных заказах в Иркутске (ИАПО) и Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ, ранее КнААПО) эволюционировали два «подвида» Су-30, легко отличимые даже внешне. В ВВС РФ они также будут выполнять разные задачи.

Су-30М2 производства КнААЗ (получено 8, еще 12 ожидаются до конца 2015 г.) заменит выработавшие свой ресурс учебно-боевые Су-27УБ в полках, оснащенных прошедшими модернизацию и капремонт Су-27СМ, — он близок к ним по оборудованию. Су-30СМ производства ИАПО (получено 16, в общей сложности для ВВС заказано 60 и еще 5 для ВМФ, с планами на продолжение закупок), созданный на основе популярного экспортного Су-30МКИ, является классическим примером современного тяжелого многофункционального истребителя. Сильной его стороной наряду с универсальностью является хорошая освоенность в производстве: не зря «набивали руку» на экспорте — Су-30СМ один из немногих самолетов, передача которого заказчику опережает график. На него также ляжет роль учебно-боевого дополнения для Су-35С, так как разработка двухместной модификации последнего не планируется, а Су-30М2 не обладает двигателями с управляемым вектором тяги и больше отстает по возможностям БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование).

Вызывающие гораздо большие споры, чем закупки «Сушек», заказы МиГ-29СМТ (в апреле этого года подписан контракт на 16 самолетов) и МиГ-35 (планируется к заключению в 2016 г. многократно откладывавшийся контракт на 37 самолетов) можно объяснить желанием поддержать не избалованного экспортными заказами производителя и оценить потребность в продолжении развития МиГ-29 как более легкой альтернативы «Сухим». Также считается, что одной из причин неудач «МиГов» за рубежом является отсутствие заказов на родине, традиционно зарубежные покупатели относятся к таким самолетам с опаской. Возможно именно усиление интереса к «МиГам» у отечественных ВВС послужило дополнительной причиной выбора Египтом среди наших самолетов именно МиГ-29М/М2.

Закупаемые ВВС России «МиГи» практически наверняка пойдут на оснащение частей сейчас вооруженных МиГ-29 советской постройки.

Ввиду крайне высокого износа последних, какие-либо меры по их модернизации посчитали излишними и немногие пригодные к полетам самолеты нужны в первую очередь для сохранения навыков у летчиков.

Рассказ не будет полным без небольшого отступления: недавно с подачи ряда отечественных политиков (не военных, не авиастроителей, а именно политиков — довольно комичная ситуация) пошли разговоры о запуске в серию «нового МиГ-31». Ему даже был выбран индекс — МиГ-41. По этому поводу стоит процитировать Владимира Михайлова, директора дирекции программ военной авиации ОАК: «Говорить о том, что нам с севера где-то начали сильно угрожать, и мы без МиГ-31 не можем обойтись, это неверно. Су-35, например, во многом решает точно такие же задачи, как и МиГ-31. А ПАК-ФА тем более. <…>В Госдуме такой вопрос поднимался — что надо срочно, чуть ли не заново строить МиГ-31. Мы их убедили в том, что строить его не нужно, нужно сделать модернизацию, а строить новые образцы такие не нужно». Как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Знакомые силуэты «Сушек» и «МиГов» еще не одно десятилетие будут бороздить небо над Россией, но, несмотря на внешнее сходство, внутри это будут новые машины, в разы превосходящие по боевой эффективности
предшественников.

Конечно, только будущее покажет, оказалась ли правильной формула «легкий и дешевый истребитель пятого поколения — это глубоко модернизированный тяжелый истребитель четвертого», но на сегодня, если мы хотим сохранить свои ВВС многочисленными и современными, этот путь единственный.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена