Павел Сухой, конструктор, который все успел

08:1622 июля, 2014 2093

119 лет назад родился Павел Осипович Сухой, один из крупнейших авиаконструкторов мира, создатель сразу нескольких семейств замечательных боевых машин и великолепной авиастроительной школы.

Портреты Павла Сухого отличает крайняя выразительность, что в молодости, что уже в пожилом возрасте. Сухое, как по фамилии, аскетичное лицо, с которого на вас брошен пристальный взгляд острых глаз. Такой взгляд в начале века называли «магнетическим». На губах играет ни дать, ни взять — улыбка Джоконды.

Человек проницательный, но не резкий, большой силы, но и большой сдержанности. Не торопится, потому что знает, куда идет, и поэтому успеет.

Павел Сухой в юности
Павел Сухой в юности

Павел Осипович Сухой родился в 1895 году на территории нынешней Витебской области Белоруссии, тогда — в Виленской губернии. С детства, как это тогда водилось, увлекался всем, что связано с нарождавшейся авиацией.

В 1914 году Сухой приехал в Москву, там он учился на мехмате университета, а потом в Техническом училище. В это время он посещает кружок воздухоплавания, который вел профессор Николай Жуковский.

Среди членов того же кружка в этот период — будущий цвет отечественного авиастроения: Андрей Туполев, Александр Архангельский, Владимир Петляков, Борис Стечкин.

В 1916 году Сухой призван в армию, прошел обучение на прапорщика — первый офицерский чин, массово присваивавшийся тогда выпускникам ускоренных курсов. Успел повоевать в действующей армии. После революции покинул развалившуюся армию, попробовал обосноваться в Москве, но был вынужден вернуться в Гомель, где устроился школьным учителем математики. Но с 1921 — опять Москва, опять учеба. В 1924 году Сухой, еще не защитив диплома (руководителем которого, к слову, был А. Н. Туполев), уже работает в ЦАГИ простым чертежником, а с 1925 года переходит в конструкторский отдел ЦАГИ.

Павел Сухой с семьей после войны в Гомеле
Павел Сухой с семьей после войны в Гомеле. Фото: Город Гомель

В межвоенный период Павел Осипович приложил руку к большому числу туполевских машин.

Первой самостоятельной работой его бригады стал АНТ-25 «РД» («Рекорд Дальности»), на котором Чкалов, Беляков и Байдуков летали через Северный полюс в Америку.

Затем был АНТ-37 «Родина» и рекордный полет Расковой, Гризодубовой и Осипенко.

Во второй половине 30-х Сухой сосредоточился над задачей создания легкого бомбардировщика непосредственной поддержки сухопутных войск. Из этой работы вырос самолет ББ-1 — он же Су-2. Эту машину в массовом порядке должны были получить ВВС, но помешала война, потеря Харьковского авиазавода, и выбор был сделан в пользу уже освоенного в глубине страны Ил-2.

Зимние снаряжение и окраска Су-2 на аэродроме Буденовка в зимнюю стужу 1941 года третьей эскадрильи 210 ББАП
Зимние снаряжение и окраска Су-2 на аэродроме Буденовка в зимнюю стужу 1941 года третьей эскадрильи 210 ББАП. Фото из архива дважды Героя Советского Союза Г. Ф. Сивкова

Но Сухой не вошел в первые ряды конструкторов, которые создавали оружие Победы. Яковлев, Петляков, Лавочкин, Ильюшин, Туполев — их машины стали символом войны. Время Павла Сухого пришло чуть позже.

Он никуда не торопился, и в итоге — посмотрите на авиацию России начала XXI века!

Фирма Сухого делает почти все, от истребителей и бомбардировщиков до гражданских лайнеров.

Этот путь прокладывался в сложной борьбе с конкурентами. С теми самыми конструкторами первых рядов. Вечная драка с микояновцами — кто лучше делает истребители-перехватчики ПВО? А просто истребители? Вы нам МиГ-23 и МиГ-25? А мы вам Су-7 и Су-15! МиГ-29? Превосходно, вот Су-27.

Павла Осиповича уже не было в живых, он умер в 1975 году, а фирма карабкалась вверх, оставляя позади конкурентов.

Попутно «сухие» плотно заняли нишу ударной тактической авиации: истребители-бомбардировщики Су-7Б и Су-17, фронтовые бомбардировщики Су-24, и вот теперь — истребители-бомбардировщики Су-34.

Павел Осипович Сухой
Павел Осипович Сухой

Когда ОКБ Сухого предложило ВВС проект бронированного дозвукового штурмовика, те его отвергли, заявив, что сейчас такие машины на поле боя не нужны.

«Продолжайте работать, — сказал на совещании Сухой бригаде, создававшей машину, — Они сами не понимают, что им нужен именно этот самолет. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места».

Это было сказано о знаменитом штурмовике Су-25, в адрес которого сейчас спето столько дифирамбов. Сказано тогда, когда его не хотели заказывать даже собственные военные.

В начале 1970-х — немыслимое: КБ Сухого бросило вызов самому Туполеву, ворвавшись на конкурс по сверхзвуковому бомбардировщику-ракетоносцу. Ценой невообразимых усилий туполевцам удалось победить: их отличная машина Ту-22 ныне хорошо известна. А кто знает, что было бы, полети «сотка» — машина Т-4, до сих удивляющая смелостью заложенных в нее решений.

И когда вы смотрите на угловатый силуэт истребителя пятого поколения ПАК ФА — сумейте увидеть и внимательный взгляд карих глаз Павла Сухого, человека, который никуда не спешил, и всюду успел.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Похожие статьи

Еще
Неверно введен email
Подписка оформлена