Оснащение ВВС России: нормальные рекорды

13:0514 янв, 2015 5543

Боевые машины поступают в российскую авиацию рекордными темпами. Если сравнивать наши поставки с европейскими и американскими, то мы оставили их позади. Откуда такие темпы? И зачем нам столько самолетов? Эти вопросы мы задали независимому эксперту Александру Ермакову.

Прошедший год стал рекордным по поставкам самолетов для министерства обороны. Подробности закупок в понедельник опубликовал блог Центра анализа стратегий и технологий.

В общей сложности на вооружение ВВС России получили 108 новых самолетов, в том числе 81 боевой, 20 учебно-тренировочных, 7 транспортных и специальных.

Такое же соотношение боевых машин к небоевым было и в предыдущие годы. Оно соответствует первоочередной цели — перевооружению тактической авиации частей «первой линии» и оснащению учебных подразделений, говорит Александр Ермаков.

Рост поставок военной авиатехники наблюдается на протяжении последних 5 лет. По сравнению с 2010 годом поставки боевых машин (учитывая самолеты Су, МиГ и Як) в ВВС России выросли в 5,7 раз — с 14 машин в 2010-м до 81 машины в 2014 году. К слову, на протяжении трех лет (с 2006 по 2008 годы) ВВС получал по 1 боевой машине в год. Как замечает аналитик, по сути, серьезные поставки для наших ВВС только-только начинались в 2010–2011 годах.

Говорить о мировом рекорде несколько преждевременно, так как неизвестны показатели Китая, считает Александр Ермаков. Вполне вероятно, что у Китая самолетов окажется больше, чем у России.

Тем не менее, Россия на данный момент опережает и Европу, и США.

По самым грубым подсчетам, в Европе для нужд собственных ВВС поставки составили около 50 истребителей, а в США — около 60. Сравнивая эти цифры с российскими показателями, аналитик назвал это «штучным производством».

Высокие показатели прошлого года можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, это стало возможно благодаря уверенному освоению производства всех текущих моделей (Су-35С, Су-34 и т.п.), выходу всех отечественных авиазаводов на штатную мощность и их направленности на внутреннее производство. Во-вторых, в прошлогодние показатели включили «хвосты» за 2013 год, в частности по Су-35.

Нынешние объемы поставок самолетов вполне обеспечивают текущие потребности ВС России, считает эксперт. «ВВС России активно перевооружаются с техники морально и физически родом из 80-х на технику уровня конца 90-х-нулевых. Отсюда и высокие темпы. Самолеты, поставляемые сейчас в ВВС (Су-30, Су-34, Як-130 и т. д.), отработаны в производстве — научились делать много и без задержек».

Именно эти «рабочие лошадки» очень нужны для обретения российскими ВВС современного облика.

Самолеты 4+ — это сейчас становой хребет лучших ВВС мира. Они нужнее для наших ВВС, чем перспективный ПАК ФА, потому что есть риск, что пока мы будем осваивать его в производстве, а потом в войсках, летать окажется не на чем».

Такой темп наша авиапромышленность будет поддерживать, вероятно, только несколько лет.

В дальнейшем, с заменой наиболее устаревшей техники и началом освоения в производстве радикально новой (тех же ПАК ФА), масштабы производства неизбежно упадут. Но это потом. А в этом году темпы не только сохранятся, но, возможно, даже увеличатся, прогнозирует аналитик.

ВВС России не хватает топливозаправщиков. По насыщению ими среди «топовых» военно-воздушных сил у нас ситуация лучше, чем разве что в Китае, оценивает Александр Ермаков. Проблему он видит не в самих нынешних отечественных ВВС, а в том что тема не была достаточно развита в позднем СССР:

Несмотря на ранние успехи, тактическая авиация у нас, по сравнению со странами НАТО, дозаправку в воздухе осваивала мало.

Недостает также самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и современных БЛА. Кроме того, нужно больше транспортных самолетов (проблема в том, что нет готовой к производству машины). Заключен контракт на четыре десятка Ил-476 (официально именуемых Ил-76МД-90А) до 2020 года, но они пока на испытаниях. «А так в основном ситуация нормальная», заключил эксперт.

Оценить объемы общих поставок самолетов для ВВС России в рамках государственной программы развития вооружений на 2011–2020 годы в текущей экономико-политической ситуации крайне сложно.

Ранее озвучивалась цифра «более 600 новых боевых самолетов», однако сомнительно, чтобы планы остались такими же, учитывая изменения как политической, так и экономической обстановки, считает аналитик. Он отметил, что на смену ГПВ-2020 приходит ГПВ-2025, рассчитанная на сроки с 2016 по 2025 годы. Новая программа частично пересекается с ГПВ-2020 и должна заменить ее.

Беседовала Дарья Баринова

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена