Обзор техники: вампир, хищная рыба и страж Севера

06:5819 May, 2014 3627

По будням мы делаем для вас описания военной техники и придумываем для нее смешные подписи. То, что вы могли пропустить на прошлой неделе, мы решили выложить в одной статье.

Противовертолетная мина (ПВМ)

Бывают мины противопехотные, против техники, есть морские против кораблей. А как вам мина против летательного аппарата?

По сообщениям СМИ, ПВМ прошла полный цикл госиспытаний в 2012—2013 годах и в ближайшее время будет принята на вооружение российской армии.

Разработана в конце 1990-х годов на подмосковном предприятии «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ГкНИПАС). Впервые демонстрировалась на авиасалоне МАКС-2003.

ПВМ предназначена для поражения низколетящих целей выстреливаемым ударным ядром. Это позволяет применять ее для блокирования аэродромов противника (причем как вертолетных площадок, так и направлений посадочных глиссад транспортных самолетов), для прикрытия важных участков от вертолетного десанта, для защиты минных полей от вертолетного разминирования.

Специалисты считают, что особо эффективны такие мины могут быть на сложной горной местности, где вертолеты часто ходят буквально «по склонам». Кроме того, использование таких мин способно создать дополнительное психологическое давление на вертолетчиков противника, вынужденных опасаться неожиданного удара с земли.

Небольшие массогабариты (вес мины около 12 кг, размеры без откинутых опор-лепестков 45 на 47 на 47 см) позволяют устанавливать ПВМ скрытно, силами диверсионно-разведывательных групп.

Мина выпускается в двух вариантах: может устанавливаться на местности вручную с применением либо наземных, либо авиационных средств дистанционного минирования. «Ручной» вариант имеет четыре лепестка для установки, «дистанционный» — шесть, для дополнительной стабилизации при «высевании». Время перехода из режима ожидания в рабочий режим — 1,5 секунды.

Мина снабжена дистанционно включаемой и выключаемой системой самоподрыва, срабатывающей либо после истечения назначенного срока, либо после падения заряда источника питания ниже допустимого для боевой работы. Время боевой работы установленной мины от 3 до 9 месяцев.

Система наведения — комбинированная, акустическая и инфракрасная. Акустическая часть обнаруживает общее направление на цель с дальностью по цели типа «мотодельтаплан» до 600 метров, по цели типа «вертолет» до 3200 метров. После чего за счет инфракрасного сканирования в выбранном секторе с дистанции от 1000 метров и менее уточняется место цели и определяется момент подрыва заряда мины. Комбинированная система наведения исключает ложный захват отстреливаемых вертолетом тепловых ловушек.

Подрыв заряда мины (6,4 кг) выстреливает в направлении вертолета массивное ударное ядро со скоростью до 2500 м/с. Зона поражения — полусфера радиусом 150 метров над миной. С расстояния в 100 метров такое ядро пробивает 12-мм бронеплиту. Нацеливание производится в верхнюю часть силуэта вертолета, чтобы нанести удар по двигателю или, в случае промаха, по лопастям винта. Максимальная скорость поражаемой цели до 360 км/ч.

Пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан»

Стало известно, что в дополнение к головному сторожевику, заложенному два года назад, заказана серия еще из пяти таких кораблей.

Предназначен для флота Береговой охраны Погранслужбы ФСБ. Помимо решения задач охраны морских границ и границ континентального шельфа, может использоваться для патрулирования дальней морской и океанской зоны, в т. ч. для борьбы с пиратством и террористами.

Крупный пограничный сторожевик ледового класса (способен преодолевать ледовое поле толщиной до 80 см), разработан ленинградским ЦМКБ «Алмаз» в конце 2000-х годов на замену устаревающих кораблей проекта 11351 «Нерей» и проекта 97П. Использоваться «Океаны» будут преимущественно в арктической морской зоне и на Дальнем Востоке.

Постройка головного корабля (так называемого «заказа № 111») началась 30 мая 2012 года на Зеленодольском судостроительном заводе. В этом году запланирован спуск на воду, в следующем — передача корабля заказчику.

Точные характеристики корабля неизвестны, это характерно для всех кораблей, заказанных ФСБ. Однако сообщалось, что водоизмещение сторожевика 2700 тонн, т. е. «Океан» крупнее, скажем, флотских корветов проекта 20380/20385. Крейсерская скорость 20 узлов. Корабль обладает огромной дальностью плавания (до 12000 миль) и автономностью в пределах 60 суток. В сочетании с ледовым классом эти характеристики делают «Океан» уникальным кораблем в своем классе.

Вооружение представлено 76-мм артустановкой АК-176 М и двумя МТПУ (морскими тумбовыми пулеметными установками) с 14,5-мм пулеметами. На корме корабля размещена вертолетная площадка, предположительно для вертолета Ка-27ПС.

Многоцелевые атомные лодки проекта 945 «Барракуда»

Обе лодки этого типа, оставшиеся в составе ВМФ России, пройдут глубокую модернизацию по проекту 945 М, которая повысит срок их службы еще на 10 лет.

Проект 945 — это один из претендентов на единый тип многоцелевых атомных лодок третьего поколения. Конкурентом, разрабатываемым по тому же техническому заданию, были субмарины проекта 971 «Щука-Б».

Водоизмещение надводное/подводное 5940/9600 т. Максимальная скорость подводного хода 35 узлов. Экипаж 61 человек.

Вооружение: два 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата. Для 650-мм аппаратов в боекомплект входили 12 дальноходных самонаводящихся торпед 65−76 «Кит» или ракет 86Р и 88Р противолодочного комплекса «Ветер». Для 533-мм аппаратов — 28 торпед УСЭТ-80 или противолодочных ракет: 83Р или 84Р комплекса «Водопад» или ракето-торпед «Шквал». Также в боекомплект лодки могли входить стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат», запускаемые через 533-мм торпедный аппарат.

Особенностью «Барракуд» был титановый корпус. Это удорожало субмарину и усложняло постройку, однако обеспечивало непревзойденно низкие характеристики магнитного поля корабля (в т. ч. и среди зарубежных аналогов). «Барракуд» построили немного (всего две и еще два «Кондора» — измененный проект 945А), однако эти дорогие лодки из-за прекрасных характеристик необходимы в составе флота.

Малозаметность этих субмарин стала неприятным сюрпризом для флотов НАТО. И, кстати, чуть было не стала причиной настоящей трагедии. 11 февраля 1992 года в Баренцевом море американский атомоход Baton Rouge следил за нашей субмариной К-276 проекта 945, отрабатывавшей в полигоне курсовые задачи подготовки. В процессе увлекательной дуэли подводники потеряли друг друга и решили подвсплыть под перископ в одном и том же месте.

В результате К-276 протаранила ограждением рубки днище Baton Rouge. Результат: Baton Rouge списан в 1995 году как не подлежащий восстановлению. К-276 после полугодового ремонта вернулась в состав флота, где и находится до сих пор, ожидая модернизации.

Реактивный противотанковый гранатомет РПГ-29 «Вампир»

Разработан в московском ГНПП «Базальт», принят на вооружение в 1989 году, предназначен для борьбы с современной тяжелой бронетехникой, в т. ч. с танками, обладающими динамической защитой.

Вес неснаряженного гранатомета 11,5 кг, в боевом положении со станком — 20 кг. Длина в походном положении 1 метр, в боевом 1,85 метра. Применяться может с рук, с применением опорной откидной сошки или со станка-треноги. Расчет два человека.

Калибр гранатомета 105 мм, использует выстрел ПГ-29 В (вес 6,7 кг) с тандемно-кумулятивной боевой частью. Передняя боевая часть калибра 64 мм служит для «снятия» защитных экранов и элементов динамической защиты, вторая, калибром 105 мм, поражает непосредственно броню машины.

Прицельная дальность с применением оптического прицела 300 метров по движущимся целям, до 500 метров по неподвижным. Установка оптико-электронного прицела позволяет обнаруживать и распознавать цель типа «танк» на дистанции 1000 метров, применять оружие на дистанции до 800 метров. Бронепробиваемость 750 мм гомогенной брони или 600 мм гомогенной брони за динамической защитой. Также способна пробить 1,5 метра железобетонной преграды или 2 метра кирпичной стены или почти 4 метра земляной преграды.

Также из «Вампира» можно применять выстрелы ТБГ-29 В с термобарической боевой частью. Масса заряда 1,8 кг обеспечивает поражение объемным взрывом на открытой местности в радиусе до 10 метров, в окопах и укрытиях до 2 метров, в помещениях — в объеме до 300 кубометров. Бронепробиваемость (против легкой техники) 10−20 мм.

Проект 22460

На снимках и видеозаписях севастопольского морского парада 9 мая в линии кораблей был хорошо заметен сторожевик в яркой бело-голубой раскраске, нехарактерной для военного флота, с нарисованным на борту крупным российским триколором. Это был сторожевой корабль «Жемчуг», принадлежащий Береговой охране Погранслужбы ФСБ.

Пограничные сторожевые корабли проекта 22460 (шифры «Охотник», «Ропит-Марс-06», иногда именуются сторожевиками типа «Рубин»).

Разработаны петербургским «Северным ПКБ», строятся на петербургском заводе «Алмаз» и на владивостокской «Восточной верфи». Предназначены для охраны морских рубежей государственной границы, континентального шельфа, проведения аварийно-спасательных работ, экологического мониторинга и ликвидации последствий стихийных бедствий. Также на корабль возлагаются задачи по борьбе с терроризмом и пиратством.

Полное водоизмещение 670 т. Максимальная скорость хода 24,8 уз (по другим данным до 30 узлов). Дальность плавания 3500 миль на 12 узлах, автономность 30 суток. Экипаж 20 человек.
Вооружение корабля состоит из одной шестиствольной 30-мм автоматической пушки АК-630 и двух 12,7-мм пулеметов «Корд». Неофициально сообщается, что корабль может быть переоборудован под установку противокорабельного ракетного комплекса «Уран».

В кормовой части корабля установлен наклонный слип для быстрого спуска на воду катера, предназначенного для высадки досмотровой партии на корабль-нарушитель.

Корабль оснащен вертолетной площадкой и раскладным палубным ангаром-убежищем, способен принимать машины типа-Ка-226. Пару лет назад сообщалось о желании ФСБ заказать беспилотные вертолетные комплексы для этих сторожевиков.

Корпус корабля позволяет работать в молодом и битом льду толщиной до 20 см. При волнении до 4−5 баллов не имеет ограничений по маневренности и мореходности, способен нести полноценную службу при волнении до 6 баллов.

Специалисты отмечают высокий уровень автоматизации корабельных систем и удобства для личного состава, включающие отдельные каюты с кондиционерами и телевизорами, а также сауну с небольшим бассейном.

Специалисты оценивают потребность в кораблях такого типа минимум в 30 единиц. На данный момент построено три («Рубин», «Бриллиант» и «Жемчуг»), еще восемь строятся — пять в Петербурге, три во Владивостоке.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена