Обзор техники: богатырь, гигант и 375 тонн пограничного контроля

08:1002 июня, 2014 3453

По будням мы делаем для вас описания военной техники и придумываем для нее смешные подписи. То, что вы могли пропустить на прошлой неделе, мы решили выложить в одной статье.

Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30СМ

В субботу, 31 мая, в Тамбове группа «Соколы России» показала обновленную летную программу — впервые с участием этого самолета. Су-30СМ, он же Су-30МКИ/МКМ занимает особое место в отечественном боевом авиапроме — это самый массово производимый после распада СССР российский самолет. По своему успеху на зарубежном рынке аналогов среди отечественной боевой авиатехники не имеет — это настоящий бестселлер.

Разработан в ОКБ Сухого, выпускается корпорацией «Иркут». Создавался как глубокое развитие линии тяжелых двухместных истребителей управления полков ПВО Су-30 — через коммерческие модели Су-30К/Су-30МК.

Далее это семейство расщепилось на два направления. Одно из них взял себе завод в Комсомольске-на-Амуре — так появились «китайцы» Су-30МКК, Су-30МК2, а потом и Су-30М2 для ВВС России.

Вторую линию вел Иркутский авиазавод под заказ ВВС Индии. Разработчики вложились в машину «от души»: бортовой комплекс радиоэлектроники создан с огромным резервом для модернизации, а, кроме того, построен по «открытой архитектуре», позволяющей легко интегрировать в него оборудование и системы вооружения различных производителей.

Тому была причина: индийский борт (он получил обозначение Су-30 МКИ) должен был нести российскую РЛС Н011М «Барс» и оптико-локационную станцию, французские многофункциональные дисплеи и навигационный комплекс, бортовые вычислительные системы индийского производства, израильскую систему радиоэлектронной борьбы. Волей-неволей потребовалось создавать «универсальный интерфейс» вместо вороха разрозненных систем.

Машина вышла исключительно удачной, удобной в эксплуатации и перспективной с точки зрения совершенствования. Наследник базовой платформы Т-10 (Су-27), самолет получил, помимо бортовой радиоэлектроники, несколько принципиальных новаций — в частности, переднее горизонтальное оперение и двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги.

Успех на индийском рынке (общий объем заказанных машин на текущий момент — 272 единицы, из них поставлено и собрано уже свыше 200) вызвал новые экспортные заказы — Алжир заказал 44 самолета Су-30МКИ (А), а Малайзия — 18 Су-30МКМ (на них установлены радиоэлектронные системы южноафриканского производства).

В конце концов, к этой машине, «вылизанной» конструкторами и отработанной в производстве до автоматизма, обратились и отечественные ВВС. В данный момент российские военные заказали 65 машин Су-30СМ, представляющих собой локализацию этого экспортного семейства. В ноябре 2012 года ВВС получили первые два истребителя, на данный момент передано уже 17 машин.

Су-30СМ — многофункциональный истребитель, способный нести самый широкий набор управляемого оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», может применяться и для завоевания господства в воздухе, и как истребитель-бомбардировщик, в т. ч. — носитель противокорабельных ракет (например, Х-31А, а в перспективе, возможно, и Х-35). В частности, в данный момент завершаются работы по оснащению индийских Су-30МКИ ракетами BrahMos, из чего можно заключить, что Су-30СМ могут быть способны нести ракеты Х-61 — авиационный аналог противокорабельных ракет «Оникс».

Тяжелый оперативно-стратегический военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

Первый серийный самолет этого типа из 39 заказанных ВВС России получат уже в этом году.

Предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом.

Ил-76 МД-90А — это самая современная версия советского военно-транспортного самолета Ил-76. После 1991 года производство Ил-76 было утрачено (размещалось в Ташкенте). Разработка «изделия 476» (название Ил-476, встречающееся в прессе, неверно) началась в середине 2000-х годов, когда было принято решение о воссоздании производства «76-го» в России на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Первый полет Ил-76МД-90А совершил осенью 2012 года.

Самолет получил новое крыло с применением длинномерных панелей (что позволило увеличить взлетный вес на 10−15% в зависимости от варианта исполнения самолета) и новые более мощные и экономичные двигатели ПС-90А-76 вместо ранее применявшихся Д-30КП, а также «стеклянную кабину» — полностью обновленный комплекс бортовой авионики. На четверть увеличена максимальная нагрузка, на 35% — дальность перевозки 40-тонного груза, на 175 повышена топливная эффективность. Двигатели прошли жесткую сертификацию по шумности и выбросам.

Максимальная грузоподъемность самолета доведена до 60 тонн. В нынешнем виде «Ил» может перевозить до 145 военнослужащих или выбрасывать 129 десантников (в однопалубном варианте) или до 225 военнослужащих (в двухпалубном варианте) или до 114 раненых с медперсоналом для интенсивной терапии в санитарном варианте. Способен поднимать все виды техники воздушно-десантных войск.

ВВС России для начала заказали 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. В ближайшее время, по завершению опытно-конструкторских работ, начнут дополнительно заказывать еще как минимум два типа машин на базе этого самолета: летающий танкер Ил-78М-90А и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер». Также самолет как грузовой будет заказан другими ведомствами (например, МЧС). Общий заказ этой платформы только государственными структурами только до 2020 года превысит 100 единиц, кроме того, она поступит на коммерческий рынок грузовой авиации.

Сторожевой катер проекта 10410 «Светляк»

Береговая охрана Погранслужбы ФСБ заказала недавно постройку еще одного корабля такого типа.

Это небольшой (375 тонн полного водоизмещения), но довольно юркий (30 узлов максимальной скорости хода) корабль, предназначенный для контроля экономической зоны государства, пресечения нарушений государственной границы на море, охраны прибрежной и шельфовой инфраструктуры, борьбы с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС). Экипаж 28 человек.

Заказывается с конца 1980-х годов морскими подразделениями береговой охраной, также поставлялся на экспорт в Словению и Вьетнам. Всего по проектам 10410, 10410Б и 10412 было построено 40 катеров.

Мощное артиллерийское вооружение «Светляка» состоит из 76-мм установки АК-176 и шестиствольной 30-мм автоматической пушки АК-630М. На проекте 10412 снята АК-176 и использованы две 30-мм облегченные шестиствольные установки АК-306. Как минимум на одном из катеров была также установлена морская тумбовая установка с 14,5-мм пулеметом.

Ракетное вооружение представлена пусковой установкой ПЗРК «Игла-1 М» с боекомплектом 16 ЗУР. На одном из катеров установлен комплекс 3 М47 «Гибка» для этих же ракет, а также две трехконтейнерные ПУ ПТРК «Штурм» с ракетами 9 М120−1.

На большей части катеров установлены по два 400-мм торпедных аппарата с боезапасом в две торпеды, два бомбосбрасывателя (боезапас 12 глубинных бомб ББ-1), а также два 55-мм гранатомета МРГ-1 для борьбы с боевыми пловцами.

С-300

45 лет назад, 27 мая 1969 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании унифицированной системы С-300». Было положено начало одному из самых известных отечественных военно-технических брендов.

С-300, несмотря на распространенные мифы, это не комплекс и не система. Это даже не семейство систем, объединенных общей логикой развития. Да, на исходном этапе планировалось сделать единую многоканальную зенитно-ракетную систему, максимально унифицированную по радиоэлектронной и огневой части. Но в результате «искусство возможного» дало сразу три совершенно разные ветви оружия, призванного бороться со средствами воздушного нападения противника.

В основу архитектуры унифицированной многоканальной системы ПВО были положены результаты проектов «Шар», «Защита» и «Ромб», исследования по которым проводились в 1960-е годы. Они обосновали единую универсальную дальнобойную систему ПВО, способную работать разными (или едиными) типами ракет как по аэродинамическим целям, так и по баллистическим.

Линия С-300П разработки МКБ «Стрела» (будущий «Алмаз») — это и есть та самая С-300, которую широко рекламировали все 90-е и 2000-е годы и поставляли за рубеж. Предназначалась для войск ПВО страны, затачивалась под атаку аэродинамических целей — в основном самолетов. Именно ее обычно называют просто «С-300» без уточнения индекса. Главный конструктор системы — Борис Бункин.

Линия С-300 В разработки НИЭМИ (будущий «Антей») — система ПВО сухопутных войск, исходно предназначенная для прикрытия боевых порядков войск от ударов тактических баллистических и крылатых ракет. Главный конструктор — Вениамин Ефремов.

Линия С-300Ф разработки ВНИИРЭ (будущий «Альтаир») — корабельная система ПВО с ракетами от С-300П. Иногда считается «побегом» С-300П, но это только на фоне совершенно оригинальной С-300 В. Главный конструктор — Владимир Букатов.

Ракеты для комплексов делали два крупнейших отечественных разработчика — МКБ «Факел» (Петр Грушин) и свердловское КБ «Новатор» (Лев Люльев).

Прошедшие годы сильно изменили видовую специализацию ЗРС. «Алмаз» вырастил свою «пэшку» через С-300ПМ до универсальной С-300ПМ2, более известной под экспортным обозначением С-300ПМУ-2 «Фаворит», попутно сменив ракеты и научив систему сбивать тактические баллистические ракеты со скоростью до 2800 м/с. Наследница «Фаворита» — С-400 «Триумф», она уже умеет работать по баллистическим целям со скоростью до 4800 м/с.

Антеевская «вэшка» прошла этот путь навстречу «пэшке» со своего участка: С-300 В превратилась в С-300В4 (экспортная система с этими решениями — С-300ВМ/ВМД «Антей-2500»). Уже имевшаяся возможность перехватывать баллистические цели со скоростью 4500 м/с дополнилась отличными возможностями по работе против аэродинамических целей.

С-300Ф «Форт» тоже на месте не стоял — появился С-300ФМ «Форт-М» с ракетами от сухопутной ЗРС С-300ПМ/ПМ2. Этими комплексами оснащены крейсера проектов 1144 и 1164.

Вот такая она была разная, эта С-300. И не забывайте уточнять, какую «трехсотку» вы имеете в виду, всякий раз, когда о ней пишете.

Зенитная ракетная система средней дальности С-350 «Витязь».

С 2015 года это оружие запускается в серийное производство.

«Витязь» разработан в ГСКБ Концерна ПВО «Алмаз-Антей» (бывшее НПО «Алмаз»), основные работы шли с 2007 года. Предназначен для замены устаревших версий ЗРС С-300П — С-300ПТ, С-300ПС и С-300ПМ. Из всей линейки С-300П останется только новейший С-3000ПМ2 (С-300ПМУ-2) «Фаворит», остальные системы этого семейства заменит «Витязь».

Впервые показан 19 июня 2013 года в ходе визита Владимира Путина на ленинградский Обуховский завод, широкой публике демонстрировался в августе того же года на авиасалоне МАКС-2013.
Огневая установка 50П6, пункт боевого управления 50К6 и многофункциональная РЛС комплекса 50Н6 выполнены на самоходных колесных шасси БАЗ-6909. На огневой установке смонтировано 12 транспортно-пусковых контейнеров для зенитных ракет. С марша установка развертывается в боевое положение за 5 минут.

«Витязь» может одновременно обстреливать до 16 аэродинамических целей или до 12 баллистических. Наряд ракет на одну цель 2 единицы, т. е. максимальное число одновременно наводимых средствами батареи ракет — 32.

В боекомплект системы входят зенитные ракеты 9 М96Е (9 М96Е2) разработки МКБ «Факел». Аналогичные же ракеты применяются в морском ЗРК «Полимент-Редут» и могут входить в боекомплект системы С-400 «Триумф».

Зона поражения аэродинамических целей по дальности ракетами 9 М96Е от 1 до 40 км, 9 М96Е2 от 1 до 120 км. Зона поражения аэродинамических целей по высоте 9 М96Е от 5 м до 20 км, 9 М96Е2 от 5 м до 30 км. Скорость ракет 900−1000 м/с, головка самонаведения активная радиолокационная. Масса осколочно-фугасной боевой части 24 кг.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена