В конце мая 2015 года начальник главного управления кораблестроения ВМФ России Владимир Тряпичников заявил, что флот должен получить авианосец в 2026–27 годах. Специально для «Защищать Россию» Илья Крамник нашел, кто и где будет его строить.
Планируемое создание перспективного авианосца является предметом жарких дискуссий не первый год. К сожалению, ясных заявлений относительно этих планов не слишком много. Новый корабль, как отметил капитан I ранга Тряпичников, должен прийти на смену действующему авианосцу «Адмирал Кузнецов», что с высокой вероятностью позволяет предположить отказ от планов глубокой модернизации и продления срока службы этого корабля. Вместе с тем, объявленный срок ввода в строй нового авианосца — уже через 11−12 лет — говорит о том, что его постройка должна начаться довольно скоро — в интервале 2−4 лет.
Фактически, это означает, что строить авианосец придется с имеющимся сегодня промышленным потенциалом — ввести за это время в строй крупную верфь нового поколения вряд ли возможно.
Отчасти это облегчает попытку угадать кандидата на роль головного строителя. С наибольшей вероятностью им окажется кооперация питерских верфей, а сама постройка будет вестись на стапеле «А» Балтийского завода, который позволяет спускать на воду суда водоизмещением до ста тысяч тонн.
С точки зрения специалистов, близких к Объединенной судостроительной корпорации, не исключено, что для облегчения процесса при постройке корабля будет использован способ постройки корпуса двумя отдельными секциями с последующей их стыковкой в доке. Очевидно, что корабль вплотную приблизится к пределам возможностей верфи по размеру: флотские источники подтверждают, что утвержденный облик авианосца предполагает строительство корабля с ядерной энергетической установкой водоизмещением в районе 80 тысяч тонн.
По мнению военных, этот размер оптимален. Такой авианосец обеспечивает нормальную эксплуатацию достаточно крупной авиагруппы (не менее 50 аппаратов), включающей, в том числе, тяжелые истребители, соответствующие по массе и габаритам
Наибольшие вопросы в настоящее время возникают к
В первую очередь, неясно, на какой системе обеспечения взлета самолетов флот остановился при выборе облика корабля — трамплинной, катапультной, или, как утверждает ряд источников, их комбинации.
Есть вопросы и к авиагруппе. В частности, не ясны перспективы появления в России палубных самолетов дальнего радиолокационнного обнаружения. При этом времени на раскачку почти нет — длительность сроков разработки новых машин прекрасно известна — если новый «летающий радар» удастся поставить в срок до ввода авианосца в строй, это станет грандиозным достижением отечественного авиастроения. Кандидатов на эту роль не так много. Наиболее реализуемым — в первую очередь с точки зрения возможности вовремя получить необходимые двигатели — выглядит проект
Авианосец является отнюдь не единственным перспективным проектом ВМФ РФ: в той же передаче начальник ГУК сообщил о планах постройки в России универсальных десантных кораблей, превосходящих по своим возможностям «Мистрали». Насколько эти планы находят поддержку у руководства страны и военного ведомства, сказать сложно, однако их озвучивание столь малоразговорчивым источником говорит скорее в пользу серьезности намерений руководства ВМФ, планирующего построить полноценный «флот первого ранга», способный на самостоятельные операции в любом варианте вооруженного конфликта.
Плюсов добавляет и очевидное понимание высшим руководством значения флота как политического инструмента, выражающееся в резком увеличении интенсивности выходов флота в море, в том числе в длительные походы на удаленные театры военных действий.
В сочетании с резкой активизацией военной деятельности в Арктике, эффективная защита которой невозможна без сильного флота, это позволяет предполагать достаточно высокую приоритетность флотских статей в общей сумме военных расходов.
Остается надеяться, что в эти намерения не вмешается судьба, как это раньше не раз случалось с российскими планами военного кораблестроения: из четырех попыток реализовать программу «Большого флота» в XX веке три были прерваны — соответственно, Первой мировой войной и революцией 1917 года, Второй мировой войной и распадом СССР. Еще одна, начатая после войны под руководством
Рассказать друзьям