Найди десять отличий: вторая китайская жизнь Ту-16

15:1119 Dec, 2014 12738

Дальний бомбардировщик Ту-16 занимает очень важное место в истории советской авиации. Это не только первый отечественный крупносерийный тяжелый боевой реактивный самолет, носитель ядерных бомб и ракетоносец, но и основа для первого советского реактивного авиалайнера Ту-104. В различных модификациях он прослужил в наших ВВС почти 40 лет, последние машины были списаны уже в начале 90-х.

Как и многие другие отечественные самолеты, Ту-16 стал «источником вдохновения» для китайских авиаинженеров.

Причем в отличие от других лицензионных (и не очень) копий советских самолетов того времени он до сих пор, вот уже полвека, является единственным «почти стратегическим» бомбардировщиком-ракетоносцем Воздушных сил Народно-освободительной армии Китая.

Советский Союз в 50-е поддерживал стремление Китая стать ядерной державой. На тот момент единственным надежным средством доставки ядерных боеприпасов были бомбардировщики. Чтобы у Китая появился носитель для разрабатываемой бомбы, в 1957 году стороны подписали соглашение о передаче лицензии на Ту-16 и организации производства. Кроме того, в качестве образцов были переданы два готовых бомбардировщика и комплект для сборки еще одного.

Собранный из поставленных деталей самолет совершил первый полет 27 сентября 1959 года.

В дальнейшем этот прототип был доработан для несения атомной бомбы, и именно с него 14 мая 1965 года китайцы впервые сбросили атомную бомбу мощностью 35 килотонн. А 17 июня 1967-го — первую термоядерную.

К этому времени СССР уже разорвал военное сотрудничество с Китаем и, как и с МиГ-21/J-7, производство Ту-16/H-6 китайцам пришлось осваивать самостоятельно. Этот процесс, естественно, затянулся, несмотря на высочайший приоритет — первый H-6 местной сборки совершил полет только в конце 1968 года.

Кроме носителя ядерной бомбы H-6A, выпускались более простые по оборудованию «обычные» бомбардировщики H-6/H-6C и разведчики H-6B.

H-6 оставался единственным в КНР носителем, способным доставить ядерный боеприпас на достаточную дальность, вплоть до середины 70-х, когда на дежурство начали вставать первые китайские межконтинентальные баллистические ракеты.

Самолет H-6

Самолет-заправщик H-6U. Фото: Li Pang

Однако с массовым распространением зенитно-ракетных комплексов и сверхзвуковых высотных перехватчиков самолет уже не мог надежно доставлять свободнопадающий ядерный боеприпас при полете на больших высотах. Единственным выходом стало оснащение машины ракетами большой дальности и средствами РЭБ, а также переход к действиям на малой высоте, вне зоны видимости наземных РЛС. В первой половине 80-х началось производство усовершенствованного бомбардировщика H-6E и ракетоносца H-6D.

H-6D был аналогом советского семейства Ту-16К — серии морских ракетоносцев.

Китай не в меньшей, а возможно и в большей степени, чем СССР нуждался в мощном носителе противокорабельных ракет. Первоначально самолет нес под крылом две ракеты YJ-6/C-601 с дальностью порядка 100 км, но в дальнейшем номенклатура вооружения была расширена за счет как тяжелых YJ-61/C-611 с дальностью до 200 км, так и относительно легких ракет YJ-8/C-801 с дальностью 50 км.

С разработкой «сухопутного» ракетоносца также вышла задержка, но в этот раз в связи с отсутствием подходящей ракеты.

Только в начале «нулевых» в войска начали поступать H-6H, вооруженные высокоточными крылатыми ракетами KD-63 с дальностью до 200 км.

На его базе создали ракетоносец для морской авиации H-6M, способный нести до четырех новых противокорабельных ракет YJ-82/C-802; YJ-83/C-803. По некоторым данным, YJ-83/C-803 обладают дальностью до 250 км и способны совершать сверхзвуковой бросок на подлете к цели.

H-6D/H/M стали первыми китайским «Ту-16» которые легко отличить от оригинала: под кабиной установлен крупный, особенно на H/M, прямоугольный «подбородок» обтекателя РЛС.

Если относительно эффективное средство борьбы с кораблями противника в прилегающих морях — благодаря бурному развитию морской авиации в последние десятилетия — Китай получил, то с «сухопутным» носителем крылатых ракет огромное отставание от передовых держав сохранялось до последних лет. Китайская авиация не обладала инструментом, близким к хотя бы B-52 или Ту-95. Несущий две ракеты относительно небольшой дальности H-6H оказался явной полумерой. Несмотря на мечты о самостоятельной разработке нового бомбардировщика на данный момент китайским инженерам по силам только глубокая модернизация все того же старичка Ту-16.

Самолет H-6K

Самолет H-6K

В 2007 году совершил первый полет H-6K — наиболее глубокое развитие семейства H-6 на сегодня. У самолета кардинально переработано оборудование кабины, РЛС перенесена в нос, вместо места штурмана; двигатели заменены на закупаемые в России значительно более мощные Д-30КП-2 (как на Ил-76); под крылом размещено шесть узлов подвески. Основным оружием являются крылатые ракеты большой дальности DH-10, созданные на основе нелегально закупленных в начале 2000-х на Украине нескольких советских Х-55. Благодаря увеличению боевого радиуса действия Н-6К до порядка 3000 км и крылатым ракетам с дальностью порядка 2000 км Китай наконец получил давно желанный дальнобойный ударный комплекс.

Разумеется, дальность самого самолета все еще оставляет желать лучшего. Но факт, что все это удалось выжать из советской машины, которой уже за шестьдесят, заставляет восхититься заложенным в ней потенциалом.

Также на основе H-6 под обозначением H-6U создали ряд самолетов заправщиков. В основном это отслужившие свое бомбардировщики.

Несмотря на неоднократные «похороны» самолета очевидно, что производство и развитие семейства Ту-16/H-6 в Китае продолжается.

В отличие от копий МиГ-17/19 и Ил-28, уже отправившихся на пенсию (по крайней мере в самом Китае), и МиГ-21/J-7, производство которых, похоже, было окончательно прекращено в 2013 году, Ту-16/H-6 продолжает эволюционировать.

Александр Ермаков

Найди 10 отличий: МиГ-21 в китайском исполнении
Эпоха клонов: зачем Китаю Су-35?
Найди десять отличий: российский Су-27 и китайский J-11

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена