Найди десять отличий: российский Су-27 и китайский J-11

17:4029 Oct, 2014 17990

Позаимствовали! Удачные образцы отечественного оружия расползаются по всему миру, не всегда сохраняя признаки оригинального происхождения. Меняются аббревиатуры, появляются модификации, страны гордятся (почти) своими разработками. Мы решили рассказать о самых заметных случаях «реверс-инжиниринга» и, естественно, обратили внимание на Китай.

Современный военно-промышленный комплекс Китая пользуется вполне заслуженной славой мирового лидера в области «реверс-инжиниринга». Основы этих навыков закладывались во время расцвета советско-китайской дружбы, продлившейся до первой половины 60-х годов. Основу истребительной авиации китайских ВВС вплоть до начала 90-х составляли советские самолеты семейств:

— J-5 (МиГ-17, быстро освоенный в середине 50-х);

— J-6 (МиГ-19, к которому китайцы, надо отдать им должное, самостоятельно создали учебно-тренировочную версию, отсутствовавшую у оригинала);

— J-7 (МиГ-21, освоение производства которого затянулось на десятилетия и несомненно достойно отдельного рассказа).

Истребители МиГ-17 и J-5


Истребители МиГ-17 и J-5. Фото: militaryphotos.net

Разумеется, для великой державы, которой справедливо считает себя Китай, тот факт, что наиболее современным самолетом в ВВС являлся модернизированный МиГ-21 был нестерпим.

Фактически можно было говорить об отставании от СССР более чем на 20 лет. Собственные разработки, такие как J-8, внедрялись с большим трудом и оставляли желать лучшего — с натяжкой J-8 можно считать аналогом МиГ-23.

Тут как раз подоспела «перестройка» в СССР, события на площади Тяньаньмэнь и последовавшее за ними начало восстановления отношений с Советским Союзом, на этот раз сугубо на коммерческой основе.

Авиатехника, наряду с комплексами ПВО, Китай интересовала в первую очередь.

Тем временем в СССР в 1990 году Су-27 был разрешен для экспорта. В марте 1991 года он и МиГ-29 были публично показаны на «смотринах». После внимательного изучения китайская сторона выбрала «Сухой» и контракт на поставку пробной партии. Первые 26 машин (20 одноместных Су-27СК и 6 «спарок» Су-27УБК) прибыли в Китай уже из независимой Российской Федерации в 1992 году. В 1996 году за ними последовали еще 24 самолета (16 Су-27СК и 8 Су-27УБК). Самый большой налет имели учебно-боевые Су-27УБК и, дабы не лишиться их из-за исчерпания ресурса, в 1999 году была закуплена дополнительная партия из 28 «спарок». Таким образом, в Китай в общей сложности было поставлено 78 Су-27 российской сборки (в зависимости от источника эти цифры колеблются плюс-минус 4 единицы).

Новые самолеты привели китайцев, пересевших на них с МиГ-19 и Миг-21, в предсказуемый восторг.

Однако Китай не планировал попадать в зависимое от России положение — с самого начала был взят курс на организацию производства на месте.

Как надеялась на тот момент Россия, — на лицензионной основе…

Не стоит считать, что эта идея вызывала восторг в нашей стране — все понимали риски передачи техдокументации, и никто не хотел лишать себя прибыли. Очевидно, что продавать готовые самолеты выгоднее, чем поставлять машинокомплекты с постоянно снижающейся долей в итоговом изделии.

В первой половине 90-х, по понятным причинам, российская оборонка была на грани выживания, и ей можно было диктовать любые условия.

Конфликт возник и вокруг способа оплаты — за первую партию, поставленную в 1992 году, китайцы частично заплатили бартером: продуктами питания и продукцией легкой промышленности. Согласиться на оплату всей суммы в долларах они были готовы только при условии организации в перспективе производства на месте.

Истребитель Су-30МКК


Истребитель Су-30МКК. Фото: michaeldec/russianplanes.net

Впрочем, стоит отдать сотрудничеству с Китаем должное — оно определенно сыграло свою роль в том, что «Сухие» — в частности завод в Комсомольске-на-Амуре — пережили трудные годы относительно безболезненно и вышли из них лидерами отечественного авиастроения.

После нескольких лет переговоров в 1996 году стороны заключили контракт объемом $2,5 млрд. на поставку в Китай 105 комплектов для сборки самолетов, передачу документации и помощь в освоении производства. Предусмотрели и опцион на поставку еще 95 комплектов. Освоение сборки из машинокомплектов заняло еще несколько лет. Стороны предъявляли взаимные претензии: Китай к качеству комплектующих, Россия — к неумению их нормально собрать. Полноценный выпуск J-11 начался в 1999—2000 годах. Первые образцы практически полностью собирались из российских компонентов, но на поздних сериях доля китайских деталей в планере, т.е. без учета двигателей и бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), возросла до 70%.

Получившиеся самолеты фактически представляли собой копии еще советских Су-27 и не обладали возможностью применять управляемое оружие «воздух-земля».

В первую очередь Китаю требовался истребитель, и на начальном этапе этот вариант всех устраивал. Но нужда в современных ударных машинах у Поднебесной сохранялась. Собственные Q-5 и JH-7 оставляли желать лучшего, и китайцы решили расширить ассортимент закупаемых «Сухих». Специально для китайского контракта в Комсомольске-на-Амуре создали многофункциональный истребитель Су-30МКК. В 1999 году был подписан контракт на 38 самолетов. Их передали в самом начале 2000-х. В следующие годы закупку повторили, таким образом в Китае оказалось 76 самолетов Су-30МКК. Однако аппетиты Поднебесной это не удовлетворило. И в 2003—2004 годах для нужд ВМС НОАК купили еще 24 Су-30МК2 — усовершенствованных Су-30МКК с еще более расширенными возможностями нанесения ударов по наземным целям.

Штурмовик Q-5


Штурмовик Q-5. Фото: Faisal Akram

К несомненно положительным факторам стоит отнести то, что в этот раз все самолеты производились в России.

Су-30МК2 был еще более продвинутой в части БРЭО модификацией и в дальнейшем достиг большого экспортного успеха — поставлялся в Венесуэлу, Вьетнам, Индонезию, Уганду. С 2010 года эта модификация в ограниченных количествах и с несколько измененным БРЭО закупается и ВВС России под индексом Су-30М2, для замены учебно-боевых Су-27УБ.

Однако контракт на поставку Су-30МК2 был последним из череды поставок самолетов семейства Су-27 в Китай. После 2004 года началась уже история «самостоятельных разработок» Китая.

Александр Ермаков

Найди десять отличий: «самостоятельные» авиаразработки Поднебесной

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена