Позаимствовали! Удачные образцы отечественного оружия расползаются по всему миру, не всегда сохраняя признаки оригинального происхождения. Меняются аббревиатуры, появляются модификации, страны гордятся (почти) своими разработками. Мы решили рассказать о самых заметных случаях «реверс-инжиниринга» и, естественно, обратили внимание на Китай.
Современный
—
—
—
Истребители МиГ-17 и J-5. Фото: militaryphotos.net
Разумеется, для великой державы, которой справедливо считает себя Китай, тот факт, что наиболее современным самолетом в ВВС являлся модернизированный
МиГ-21 был нестерпим.
Фактически можно было говорить об отставании от СССР более чем на 20 лет. Собственные разработки, такие как
Тут как раз подоспела «перестройка» в СССР, события на площади Тяньаньмэнь и последовавшее за ними начало восстановления отношений с Советским Союзом, на этот раз сугубо на коммерческой основе.
Авиатехника, наряду с комплексами ПВО, Китай интересовала в первую очередь.
Тем временем в СССР в 1990 году
Новые самолеты привели китайцев, пересевших на них с
Однако Китай не планировал попадать в зависимое от России положение — с самого начала был взят курс на организацию производства на месте.
Как надеялась на тот момент Россия, — на лицензионной основе…
Не стоит считать, что эта идея вызывала восторг в нашей стране — все понимали риски передачи техдокументации, и никто не хотел лишать себя прибыли. Очевидно, что продавать готовые самолеты выгоднее, чем поставлять машинокомплекты с постоянно снижающейся долей в итоговом изделии.
В первой половине
90-х , по понятным причинам, российская оборонка была на грани выживания, и ей можно было диктовать любые условия.
Конфликт возник и вокруг способа оплаты — за первую партию, поставленную в 1992 году, китайцы частично заплатили бартером: продуктами питания и продукцией легкой промышленности. Согласиться на оплату всей суммы в долларах они были готовы только при условии организации в перспективе производства на месте.
Истребитель
Впрочем, стоит отдать сотрудничеству с Китаем должное — оно определенно сыграло свою роль в том, что «Сухие» — в частности завод в
Комсомольске-на-Амуре — пережили трудные годы относительно безболезненно и вышли из них лидерами отечественного авиастроения.
После нескольких лет переговоров в 1996 году стороны заключили контракт объемом $2,5 млрд. на поставку в Китай 105 комплектов для сборки самолетов, передачу документации и помощь в освоении производства. Предусмотрели и опцион на поставку еще 95 комплектов. Освоение сборки из машинокомплектов заняло еще несколько лет. Стороны предъявляли взаимные претензии: Китай к качеству комплектующих, Россия — к неумению их нормально собрать. Полноценный выпуск
Получившиеся самолеты фактически представляли собой копии еще советских
Су-27 и не обладали возможностью применять управляемое оружие«воздух-земля» .
В первую очередь Китаю требовался истребитель, и на начальном этапе этот вариант всех устраивал. Но нужда в современных ударных машинах у Поднебесной сохранялась. Собственные
Штурмовик Q-5. Фото: Faisal Akram
К несомненно положительным факторам стоит отнести то, что в этот раз все самолеты производились в России.
Однако контракт на поставку
Александр Ермаков
Найди десять отличий: «самостоятельные» авиаразработки Поднебесной
Рассказать друзьям