Над американцами летали и летать будем

10:3216 апр, 2014 2858

Довольно странно видеть ту легкую истерику в интернете и на страницах печати, которую вызвал рядовой, в общем то, облет российскими самолетами американского эсминца Donald Cook в Черном море. Странно, потому что военные обеих стран прекрасно понимают рядовой характер произошедшего.

На первый взгляд выглядит ужасно.

На протяжении полутора часов российский бомбардировщик Су-24 (видимо, с крымского аэродрома морской авиации Гвардейское; кроме того, это мог быть не бомбардировщик, а разведчик Су-24МР) преследовал в открытых водах американский эсминец Donald Cook, двенадцать раз приближаясь к нему на расстояние до километра и на высоту до 500 футов (около 150 метров).

Однако суровая правда жизни состоит в том, что ничего выдающегося не произошло. Такие события, как облет Donald Cook, отмечались хорошо, если не сотнями с обеих сторон в течение всей послевоенной истории сложных отношений США сначала с СССР, а потом с Россией. И не только США: все НАТО, и даже не входящие в НАТО страны порой умудрялись устроить такие смертельные горки, что нынешний случай сойдет за вежливое игнорирование американского гостя.

Еще раз зафиксируем тезис: ничего выдающегося не произошло.

Более того, не произошло никакого нарушения правил, законов, норм или даже неписаных обычаев военных.

Есть ли вообще какие-то официальные правила на подобный случай? Есть. До сих пор действует «Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним» (от 25 мая 1972 года).

Статья IV этого документа гласит: «Командиры экипажей самолетов каждой из Сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой Стороны, действующим над открытым морем, и кораблям другой Стороны, действующим в открытом море, в частности к кораблям, занятым выпуском или приемом самолетов, и в интересах взаимной безопасности не должны допускать: имитации атак путем имитации применения оружия по самолетам, любым кораблям, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями и сбрасывания вблизи них различных предметов таким образом, чтобы они представляли опасность для кораблей или помехи для мореплавания».

Таким образом, все исполняется без установления жестких правил облета, на основании доброй воли сторон, подразумевающей минимально джентльменское поведение между «вероятными противниками».

И все. Дальше начинается свобода опасного творчества.

Наши летали над натовцами, натовцы — над нашими.

В период до 1991 года жесткие игры советских и натовских военных велись настолько регулярно, что им уже и счет потеряли и даже за инцидент не считали.

Так, отмечали на память, которая у военных длинная, чтобы в следующий раз продемонстрировать лихость перед лицом супостатов.

Выходило иной раз очень неприятно. 4 октября 1973 года американский палубный истребитель F-4 Phantom контролировал наш разведчик Ту-16Р, облетавший авианосец John Kennedy, и делал это настолько «деликатно», что зацепил крылом киль советского самолета. Правда, обе машины сумели вернуться на базу.

История не совсем про самолеты, но ее точно все вспомнят — как советские сторожевики «Беззаветный» и СКР-6 12 февраля 1988 года физически, т. е. тараном выталкивали из территориальных вод СССР американские корабли, крейсер Yorktown и эсминец Caron, нарушившие государственную границу. Этот случай иллюстрирует ту простоту нравов, которая царила при исполнении соглашения, цитировавшегося выше.

Но были и куда более трагические инциденты, причем уже и после окончания «холодной войны». 16 октября 1996 года ракетный крейсер «Петр Великий» проходил в Балтийском море ходовые испытания. С воздуха эти испытания контролировали противолодочники Балтфлота на амфибии Бе-12. Как это водится, на крейсер прилетела посмотреть дежурная пара шведских (обратите внимание! Швеция — не член НАТО!) самолетов радио- и фоторазведки Viggen, которые, пользуясь своей скоростью и маневренностью, устроили довольно опасное развлечение, имитируя заходы в хвост Бе-12.

В итоге шведы доигрались: пара сунулась в узкий просвет между крейсером и Бе-12, проходившей вдоль него на небольшой высоте. Ведущий выкрутился, а вот ведомый не успел и разбился от удара о воду. Пилот погиб.

Нашим тоже, бывало, не везло в этих развлечениях. Например, 25 мая 1968 года в Норвежском море разбился о воду советский разведчик Ту-16Р, облетавший американский авианосец Essex.

Интенсивность боевой подготовки российской авиации несколько поднялась после югославской операции 1999 года, и с этого времени наши летчики вернулись к хорошо знакомой практике облетов американских боевых кораблей. В основном наши летчики любили напоминать американцам, что Японское море — оно не американское, а вот российские берега на нем есть.

Крупный скандал случился уже в конце 2000 года, когда выяснилось, что осенью в районе Корейского пролива российские самолеты совершили агрессивный облет авианосца Kitty Hawk.

Пара морских разведчиков Су-24МР, прикрытая звеном перехватчиков Су-27, очень низко (на высоте около 60 м) прошла над палубой авианосца.

Причем облет совершался трижды (!) — 12 и 17 октября, а также 9 ноября, все то время, пока Kitty Hawk пасся в Японском море на учениях.

10 февраля 2008 года пара стратегических бомбардировщиков Ту-95 с дальневосточной авиабазы Украинка совершили близкий (до 600 метров высоты) облет авианосной ударной группы ВМС США, в ордере которой шел авианосец Nimitz.

16–17 марта 2009 года патрульные самолеты Ил-38 несколько раз проходили над американскими кораблями, находившимися в Японском море. 16 марта они прошли буквально в 150 метрах над авианосцем John C. Stennis, а 17 марта — в 600 метрах над кораблем управления Blue Ridge.

И вот нынешний случай с Donald Cook, идеально ложащийся в картину типового инцидента времен «холодной войны»: при любом обострении отношений осторожно, но на самой грани фола показывать оппоненту, что легкой жизни у него при случае не будет.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Похожие статьи

Еще
Неверно введен email
Подписка оформлена