Музей Севморзавода: история строительства «Витязя», «Очакова», «Потемкина»

13:1515 сент, 2015 5903

Корабли разных эпох, закладные доски доков, макет Адмиралтейства и палубный брус с броненосца. Корреспондент «ЗР» Олег Кулешов увидел все это в музее Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе, который является филиалом северодвинского центра судоремонта «Звездочка».

В 1783 году, когда Григорий Потемкин благодаря своим стараниям стал Таврическим, а Крым в первый, но не последний раз — нашим, в Севастополе было основано Лазаревское адмиралтейство. Через 101 год были заложены броненосцы «Чесма» и «Синоп», а к 1905-му году достроен знаменитый «Потемкин».

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В украинский период Крыма музей принадлежал Петру Порошенко, однако в 2015 году был национализирован и передан в ведение «Звездочки». На памятных досках по годам расположены встававшие на ремонт суда и корабли.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Музей состоит из четырех залов: в них показана вся история Адмиралтейства, ставшего знаменитым заводом и, по сути, история Севастополя. Музей расположен в доме за памятником матросу Кошке, который служил в том здании в Петербурге, в котором ныне находится Центральный военно-морской музей.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В зале использовано оформление с применением дерева. На заводе изначально строили деревянные парусные корабли. Позднее, и вплоть до примерно  1920 года, суда стали обшивать клепаными листами металла. Внизу закладные доски Алексеевского (1884 год) и Александровского доков (1886 год).

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Закладная доска Алексеевского дока.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В первом зале расположены экспонаты дореволюционного времени, связанные с основателями и историей завода. Сотрудники музея с 1958 года собирали ее по крупицам.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В зале находятся масштабные модели не только парусных кораблей, но и макет самого предприятия в годы Крымской войны.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Иллюминатор и палубный брус с броненосца «Чесма». Этот эскадренный броненосец вступил в строй в 1889 году, но уже в 1907 году был разоружен после ввода в состав флота новых кораблей «Евстафий» и «Иоанн Златоуст». Броненосец вооружался 23 артиллерийскими орудиями и семью торпедными аппаратами. После окончания службы был мишенью для новых линкоров. Корпус «Чесмы» до сих пор покоится на дне Черного моря.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Еще одним знаменитым кораблем, построенном на заводе, стал бронепалубный крейсер «Очаков». В октябре 1905 года на нем произошло восстание, подавленное огнем с кораблей флота и береговых батарей. Восстанием руководил капитан 2 ранга Петр Петрович Шмидт, впоследствии расстрелянный. Корабль, получивший тяжелые повреждение, три года находился в ремонте. В 1907 году он был переименован в «Кагул». Крейсер участвовал в боях Первой Мировой войны на Черном море. В марте 1917 года ему вернули прежнее имя, а в мае следующего года он, находясь в ремонте, был захвачен немцами в Севастополе.

Осенью 1918 года он был захвачен англо-французскими интервентами, которые передали корабль морским силам Юга России. Крейсер участвовал в десантной операции белогвардейцев в Одессе в августе 1919 года и в некоторых других эпизодах гражданской войны на Черном море. 14 ноября 1920 года во время эвакуации Крыма корабль покинул Севастополь и ушел в Бизерту, где в декабре того же года был интернирован. В 1924 году корабли «бизертской эскадры» были переданы СССР, однако в силу плохого состояния и моральной устарелости в Россию не возвращались. В 1933 году бывший «Очаков» был разобран на металл.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

История завода в первые годы молодого советского государства. В 1923-м году завод получил орден Трудового красного знамени. А в 1936-м  — имя в честь Серго Орджоникидзе.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Во втором зале представлена история завода во времена Великой Отечественной войны. В этот период завод отремонтировал около 600 кораблей и судов Черноморского флота.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В третьем зале рассказывается о послевоенном времени вплоть до распада СССР.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В 1952 году предприятие сдало первый 50-тонный плавучий кран, положив начало их производству в стране. Их грузоподъемность стабильно увеличивалась: 100, 300, 1600 тонн. В последнем случае речь идет о плавкране «Витязь».

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

География работы и заказов завода в Советское время.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В четвертом зале расположены более современные экспонаты периода, который заканчивается примерно 2002-2003 годом. В 90-е на заводе занимались мелким ремонтом иностранных судов.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

 

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена