Иранский синдром: с чем в мирное время встречаются боевые корабли?

12:3214 Jan, 2016 4862

Недавние лихие ракетные стрельбы иранских катеров возле американского авианосца заставили «Защищать Россию» вспомнить об инцидентах на море, в которые вовлекались боевые корабли. Случаи были очень разнообразные, исход и последствия у них тоже поучительны.

Тот фейерверк, что иранцы устроили возле авианосца «Гарри Трумэн» под самый Новый год, по счастью, обошелся без жертв и разрушений. Однако в истории мореплавания бывали исходы и куда как более трагичные.

В 16–19 веках частные инциденты на море случались постоянно. Особенно этим отличался период господства правила, по которому война между великими державами в американских колониях не означала состояния войны в Европе.

Но и в 19 веке инциденты с кораблями в Южной и Центральной Америке, а также на Дальнем Востоке происходили с завидной регулярностью. Такое было время.

Одним из крупнейших и широко известных подобных событий в самом начале 20 века стал так называемый «гулльский инцидент» (известный в Британии как «инцидент на Доггер-Банке» или «русское надругательство»).

В ночь на 22 октября 1904 года российская Вторая тихоокеанская эскадра, шедшая с Балтики на Дальний Восток на помощь Первой эскадре, запертой в Порт-Артуре японцами, напоролась в Северном море на флотилию британских рыбаков.

В связи с нервной обстановкой на эскадре (Англия занимала откровенно прояпонскую позицию, и команды ждали возможной торпедной атаки у ее берегов, полагая, что Лондон продаст Японии корабли и разрешит воспользоваться своими портами), огни траулеров были приняты за вражеские эсминцы, развернутые в Северном море. Был открыт огонь, в результате чего одно рыболовецкое судно потопили, еще пять повредили, двух рыбаков убили и шестерых ранили. В неразберихе под «огонь по своим» попал крейсер «Аврора»: пять попаданий, двое убитых.

Британская открытка, изображающая «гулльский инцидент»
Британская открытка, изображающая «гулльский инцидент»

Инцидент вызвал тяжелые внешнеполитические последствия, которые, впрочем, не сумели радикально ухудшить русско-английские отношения, и без того испорченные позицией Лондона в отношении ведущейся на Дальнем Востоке войны.

В межвоенный период великие державы постоянно напарывались на проблемы в китайских водах. Особенно доставалось реке Янцзы, на которой всегда было много боевых кораблей европейцев и американцев, защищавших своих граждан. В январе 1918 года китайцы обстреляли там американскую канонерку «Монокаси», в декабре 1937 года японская авиация атаковала другую американскую канонерку — «Панай».

Атака на «Панай»
Атака на «Панай»

После окончания мировых войн 20 века ситуация на морях сделалась более упорядоченной, однако на частоте стычек это сказалось не слишком сильно.

На положении в Китае это тоже не сказалось: в апреле 1949 года на Янцзы устроили форменную войнушку — под обстрел береговых батарей попал британский фрегат «Аметист». Попал очень неудачно: корабль повредили, и он был вынужден приткнуться на мель и был блокирован сторонниками Мао. Вытащить его оттуда не удалось даже солидарными усилиями тяжелого крейсера «Лондон» и фрегата «Блэк Сван». Только в июле 1949 года «Аметист» сумел вырваться из плена, причем сделал это самостоятельно.

Бывало и так, что подобные инциденты становились прелюдиями к большим войнам. Взрыв броненосца «Мэн» на Кубе в 1898 году был использован как предлог для развязывания испано-американской войны, которую Мадрид с треском проиграл, лишившись Кубы, Пуэрто-Рико, Филиппин и островов в Тихом океане.

Броненосец «Мэн» после взрыва
Броненосец «Мэн» после взрыва

2 и 4 августа 1964 года вблизи морских границ Северного Вьетнама произошли два эпизода, объединенные обозначением «тонкинский инцидент». В первый день американский эсминец «Мэддокс» при крайне темных обстоятельствах вступил в перестрелку с вьетнамскими торпедными катерами. Во второй день, в ночь на 5 августа, вьетнамские катера якобы совершали «агрессивные маневры» поблизости от находившихся там же «Мэддокса» и «Тернера Джоя», а также «вероятно, выпустили торпеду», что самими американцами признавалось сомнительным.

В ответ 5 августа 1964 года американская палубная авиация нанесла удар возмездия по базам вьетнамских торпедных катеров в Тонкинском заливе. Эта точка считается одной из ключевых при принятии решения на полномасштабное развертывание в Южном Вьетнаме американского воинского контингента и, таким образом, непосредственно привела к Вьетнамской войне. Юридической основой стал специальный документ, принятый конгрессом США («тонкинская декларация»), которая позволяла президенту Линдону Джонсону использовать силу в Юго-Восточной Азии.

Тонкинский залив, 1964 год
Тонкинский залив, 1964 год

Естественно, в районах ведения боевых действий вечно достается непричастным.

В 1980-х годах в регионе Персидского залива шел военный конфликт между Ираном и Ираком, в частности, выразившийся в так называемой «танкерной войне»: взаимных нападениях на танкеры, вывозящие нефть — основной источник поступления валюты для обеих стран.

17 мая 1987 года иракский истребитель-бомбардировщик Mirage F.1 нанес удар двумя противокорабельными ракетами Exocet по американскому фрегату «Старк», находившемуся в Персидском заливе. В результате погибли 37 человек, 21 был ранен.

«Старк» после атаки
«Старк» после атаки

Корабль остался на плаву, но из-за возникшего пожара оказался обесточен. Подоспевшие корабли ВМС США потушили пожар и отбуксировали «Старка» в бахрейнский порт Манама. Иракская сторона (лично Саддам Хусейн) принесла извинения, заявив, что пилот принял американский фрегат за иранский танкер.

Бывали и просто досадные случаи. 8 июня 1967 года, в разгар Шестидневной войны на Ближнем Востоке, израильские торпедные катера при поддержке авиации атаковали американский корабль радиоэлектронной разведки «Либерти» в международных водах, неподалеку от морских границ Египта. Атака была проведена по ошибке, и стоила американскому флоту 34 погибших и 171 раненого, а также тяжело поврежденного судна, чудом удержавшегося на плаву. Израиль признал ошибку и в 1968–1969 годах выплатил почти 7 миллионов долларов компенсаций семьям погибших и пострадавших, а затем частично оплатил выставленный США счет по понесенным материальным убыткам.

Наконец, есть войны, которые никак не кончатся.

Например, корейская. В марте 2010 года в Желтом море затонул корвет ВМС Республики Корея «Чхонан», погибли 46 человек, еще 56 получили ранения. Причиной затопления стал сильный взрыв. После подъема и расследования международной комиссии выяснилось, что корвет был потоплен торпедой, выпущенной с северокорейской подводной лодки. КНДР эту трактовку категорически отрицает.

А есть еще игра на нервах.

К этом разряду и относится произошедшее 26 декабря 2015 года в Ормузском проливе, который проходил американский авианосец «Гарри Трумэн». Когда корабль в сопровождении эскорта проходил в Персидский залив, в полутора километрах от него пролетели ракеты. Их запустили с иранских ракетных катеров, у которых в том же самом районе в тот же самый момент «проходили учения». Американцы на это заявили, что об «учениях» Иран предупредил лишь за 23 минуты до их начала.

Иран тоже можно понять: это залихватский способ ведения переговоров с Западом, который там используют совершенно рационально (иранские элиты вообще на редкость спокойны и прагматичны в принятии решений, чего не скажешь об их риторике, которая представляет собой лишь инструмент).

И хотя ракеты не были направлены в сторону авианосца, это как раз те игры, которые, как показывает нам история, порой заканчиваются плачевно.

Время нынче непростое, ситуация на Ближнем Востоке все больше напоминает полугорячую войну всех против всех, и такая провокация легко может стать соломинкой, что переломит хребет верблюду — а последствия могут оказаться внезапными и чрезмерными.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена