Ледяной путь Дальней авиации

11:3802 Apr, 2015 6233

Аэродром для многотонных бомбардировщиков на дрейфующей льдине. Эта идея была бы утопией, если бы не холодная война и не битва за Арктику…

В конце 50-х, в разгар холодной войны, освоение Арктики приобрело колоссальное значение. Кратчайший путь между границами СССР и США проходил через Северный Ледовитый океан, и этот путь потенциальный противник активно использовал. Субмарины под звездно-полосатым флагом подходили к Северному полюсу подо льдом, а американские бомбардировщики систематически совершали стратегические рейды: из Гренландии к северным границам Советов и обратно.

Предпринять ответные действия СССР не мог — аэродромов вблизи Штатов не было, а дальность авиации была недостаточной для такого перелета.

Но острая политическая обстановка диктовала свои условия: воздушный путь через Северный полюс необходимо осваивать и активно использовать. Так родилась дерзкая, почти невероятная для того времени идея — разбить аэродром для дозаправки тяжелых бомбардировщиков на льдине!

Как писал в мемуарах Леонид Касаткин, предстояло «поставить на место американцев, создав под самым носом у них ледовый аэродром стратегического назначения».

Подходящий по всем характеристикам ледник вскоре нашли — на нем обосновались ученые научной станции СП-6. И вот, в апреле 1958 года дрейфующий ледяной остров стал местом дислокации военной части 06742, задача которой заключалась в строительстве и эксплуатации аэродрома.

Научная станция СП-6

Военный городок состоял из нескольких сборно-разборных домиков недалеко от СП-6, там же было решено разбить и аэродром. Так началась тяжелая подготовка первой взлетно-посадочной полосы на льдине.

Это был колоссальный труд десятков солдат, который заключался в срезании ледяных бугров, бурении скважин и заливке низких участков льдины водой. Осложняла строительство частая непогода: сильная пурга, начавшись, не прекращалась по несколько суток.

Из техники полярники использовали всего два маломощных трактора, которые уплотняли и выравнивали снег на ВПП. Из-за отсутствия самолетов, способных перевезти большой груз, технику для строительства аэродрома доставляли в разобранном виде самолетами Ли-2 и Ил-12, и в условиях сурового арктического мороза солдатам приходилось вручную ее собирать.

И вот аэродром подготовлен. Взлетно-посадочная полоса длиной 3000×60 метров построена и соответствует предъявляемым нормативам. Для ее испытания было намечено пробное приземление самолетов Ту-16. По плану три бомбардировщика друг за другом должны осуществить посадку и взлет. Сверхсекретная операция была доверена опытнейшим летчикам во главе с Героем СССР Антоном Алехновичем.

В день операции самолеты, вылетев из Тикси, достигли Северного полюса. Под восхищенные крики наблюдавших Алехнович успешно посадил реактивный 72-тонный Ту-16 на ледовую полосу!

Это было первое в мире приземление тяжелого бомбардировщика на льдину в Арктике.

Научная станция СП-6

Однако радоваться было рано: успешно начавшаяся операция вдруг обернулась Ч. П. При взлете, проехав примерно 500 метров полосы, Ту-16 развернулся на 180 градусов, съехал на неутрамбованный снег и врезался в располагавшийся там самолет Ил-12. В результате бомбардировщик получил поломку, повредив при этом транспортник. Алехнович запретил посадку остальным самолетам, и аэродром закрыли…

Оставив идею использования ледовых аэродромов, СССР приступил к разработке ракет. Самолеты Дальней авиации на льдины больше не приземлялись, и военная база была эвакуирована с дрейфующего острова.

Тем не менее, это был большой шаг в освоении Арктики и развитии авиации: опыт строительства и эксплуатации полярных аэродромов оказался крайне полезным — спустя несколько лет на дрейфующие льды исследовательских станций будут садиться многотонные транспортные самолеты Ан-12.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена