Конструктор крылатых лодок

09:0113 февр, 2014 1513

111 лет назад родился Георгий Михайлович Бериев, советский авиаконструктор, создатель уникальной школы проектирования самолетов-амфибий.

Уроженец имперского Тифлиса (ныне Тбилиси) Георгий Бериешвили (такова была фамилия его отца) сначала попробовал пойти по железнодорожной линии, но учебу прервала гражданская. После войны он вернулся к получению технического образования.

Инженеров тогда учили крепко и широко, но на университетском курсе Георгий Михайлович заложил подлинно крутой вираж: ушел на авиационное отделение у кораблестроителей ленинградского Политеха, навсегда связав свою жизнь с морской авиацией.

Дальше — небольшое КБ, потом ЦАГИ и, наконец, с 1934 года — Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС), созданное на Азовском море, в Таганроге. Ныне это Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева.

До войны Бериев сделал несколько машин. Среди них — катапультные гидросамолеты-разведчики КОР-1 и КОР-2 для будущих тяжелых кораблей запланированного большого океанского флота. С кораблями получилось не очень, а вот другая разработка — летающая лодка МБР-2, «амбарчик», — много и славно повоевала в Великую Отечественную.

После войны Бериев продолжил работу в этом же направлении. Так получилась Бе-6, потом Бе-8, Бе-10, а вслед за ней — Бе-12 «Чайка», до сих пор стоящая на вооружении авиации флота. Но Георгия Михайловича интересовало другое — реактивный двигатель на морских самолетах.

История началась в 1951 году с лодки Р-1. Дальше был Бе-10, потом А-40 «Альбатрос», первого полета которого Бериев, скончавшийся в 1979 году, уже не увидел. И венцом его конструкторской школы по сию пору остается уникальная амфибия Бе-200, чьи поисковое-спасательные и противопожарные версии успешно использует МЧС России.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Похожие статьи

Еще
Неверно введен email
Подписка оформлена