17 июля 2014 года мир неожиданно понял, что «славянская братоубийственная война» — это не пафосное название конфликта далеких варваров. Катастрофа «Боинга» показала, что в центре Европы могут погибнуть не имеющие отношения к конфликту на Юго-Востоке Украины люди.

«Три семерки» (Triple Seven) — широкофюзеляжный (с двумя проходами между тремя рядами кресел) самолет, поставивший мировые рекорды по дальности коммерческих перевозок. Он не самый большой и по некоторым линейным размерам уступает американским собратьям из семейства B-747 и конкуренту из Европы A-380. Но на B-777 стоят самые большие двигатели из всех, что используются пассажирскими лайнерами, — GE90.

17 июля 2014 года два чуть меньших Rolls-Royce Trent 800 в 14:31 по Москве отрывают один из самых больших авиалайнеров в мире от ВПП аэропорта «Схипхол» в Амстердаме. Конкретно этому воздушному судну Boeing-777−200ER с бортовым номером 9M-MRD 17 лет. На борту 298 человек: 15 членов экипажа (из которых 2 пилота), 283 пассажира, занимающие абсолютно все кресла в салоне. ER в индексе — extended range (повышенная дальность) — воздушное судно следует в малазийскую столицу Куала-Лумпур, в другое полушарие. Около десятка человек летят на конференцию по борьбе со СПИДом.

Среди пассажиров 80 детей. Большинство летящих — граждане Нидерландов, также — Малайзии, Австралии, Индонезии и Великобритании. Есть бельгийцы, немцы, филиппинцы, канадец и новозеландец — в глобальном мире этот самолет везет людей со всего света, соединяя два его конца.

Над воюющим Юго-Востоком Украины открыты эшелоны для международных транзитных рейсов, и через три часа после начала полета, оставив позади Голландию, Германию и Польшу, «три семерки» с высоты в 9448 м поднимается на эшелон в 10 км. В 17:20 по Москве самолет резко теряет скорость, тогда же прекращают работать бортовые самописцы. В 17:50 Facebook, который велся от имени одного из полевых командиров ополченцев Игоря Стрелкова, пишет: «В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой „Прогресс“. Предупреждали же — не летать в нашем небе». Новость перепечатывают российские агентства, включая ИТАР-ТАСС и РИА «Новости». Запись из социальной сети будет удалена.

В то, что Boeing-777−200ER с бортовым номером 9M-MR… опять исчез с радаров, никто не верит.

Невозможно, чтобы Boeing-777−200ER 9M-MRO, то есть отличающийся лишь на одну букву на борту, 8 марта упал в Индийский океан, погубив 239 человек, а спустя несколько месяцев воздушное судно той же компании снова потерпело крушение.

Через несколько часов весь мир, от США до Австралии, понимает, что произошло. Информационная война набирает обороты. Украина вне всяких доказательств прямо обвиняет Россию. В российском министерстве обороны замешательство: сначала военные говорят о не отвечавшем на запросы Ростовского зонального центра наблюдения объекте, видимом на радарах. Вечером сайт РИА «Новости» пишет: «Очевидцы, наблюдавшие полет пассажирского самолета „Боинг-777“, наблюдали атаку на него штурмовика ВВС Украины». Спустя четыре дня оборонное ведомство представляет спутниковые фотографии, неопровергнутые до сих пор. За три дня до катастрофы в районе будущего крушения видны самоходные и пускозаряжающие установки ЗРК «Бук-М1» (это слово с печальной славой входит в мировые языки без перевода). Официальный представитель Минобороны заявляет: «почему батарея оказалась в этом районе вблизи территории, контролируемой ополченцами, непосредственно перед трагедией? Съемки, произведенные 18 июля, показали, что батарея оставила занимаемую ранее позицию».

Официальный Киев тут же кивает на Москву: главный чекист Украины Валентин Наливайченко заявляет, что СБУ перехватила разговоры о том, что ЗРК «Бук» переправлен с территории России. США заверяют, что самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух». Почти сразу следуют обвинения в адрес вооруженных сил ДНР. Версии включают и российских военных — западные масс-медиа предпочитают не вспоминать катастрофу Ту-154 над Черным морем в 2001 году, когда 88 человек погибли, по наиболее распространенной версии, из-за ошибки украинских военных в рамках учений. Российские СМИ, напротив, активно вспоминают данный эпизод.

Ангела Меркель призывает ужесточить санкции в отношении России. Австралийский и канадский премьеры Тони Эббот и Стивен Харпер активно набирают политические очки, вне результатов официального расследования обвиняя российские ВС в трагедии. Спустя несколько месяцев в программе «Однако» Михаил Леонтьев демонстрирует черно-белую спутниковую фотографию, на которой виден самолет украинских ВВС, атакующий «Боинг». Позже выясняется, что это подделка, но четкий инверсионный след от ракеты, летящей в сторону белой американской громадины над серо-черными украинскими полями, надолго уходит в массовое сознание.

«Новая газета» объявляет свое расследование.

Анонимные источники (впоследствии оказавшиеся концерном «Алмаз-Антей») присылают в редакцию подробнейший доклад, на основании которого делается вывод: «Самолет был поражен ракетой земля-воздух».

Доклад сделан на основе предварительного отчета, переданного в корпорацию Нидерландами. Авторы принципиально не называют сторону, запустившую ракету. Они отмечают лишь ее тип: «9М38М1 комплекса „Бук-М1“. Данная ракета комплекса „Бук“ была снята с производства в 1999 году. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эти ракеты в XXI веке кому бы то ни было». Официальные Вашингтон и Киев невнятно опровергают доклад.

Из доклада «Алмаз-Антей»
Из доклада «Алмаз-Антей»

Спустя год у украинцев нет сомнений, что «три семерки» был сбит кем угодно, но только не ВСУ. РИА «Новости» публикует викторину, в которой предлагается ответить на вопросы о катастрофе, а правильные ответы сопровождаются словом «поздравляем!» под фотографиями трагедии. В США подан иск родственников против Игоря Гиркина почти на миллиард долларов на основании записей в социальной сети. СКР верит показаниям бывшего механика ВСУ Евгения Агапова: «три семерки» был сбит украинским штурмовиком Су-25. Российские оппозиционеры в радостном предвкушении ждут международного трибунала для российского же руководства. Доклад «Алмаз-Антея» никто не смог опровергнуть.

298 человек, не имеющих никакого отношения к конфликту на Юго-Востоке Украины, погибли год назад.

Официальных результатов расследования пока нет.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена