В Севастополе почти все героическое, и музеи — не исключение. А началось все с Крымской войны 1853–1856 годов. «Защищать Россию» приглашает своих читателей внимательно и детально посмотреть на панораму обороны города, которая и сама не избежала героической судьбы.
Размеры полотна действительно впечатляют: длина по окружности — 115 м, высота — 14 м. Панорама дополнена предметным планом, площадь которого около 1000 кв. м. Для сравнения: панорама «Бородинская битва», также созданная
На первом этаже музейного здания расположена экспозиция, рассказывающая о событиях обороны Севастополя 1854 -1855 годов. Здесь представлены портреты, личные вещи, оружие и награды участников обороны: генералов и адмиралов, офицеров и рядовых. Вторая часть выставки посвящена созданию и воссозданию севастопольской панорамы.
С началом военных действий на Крымском полуострове знакомят посетителей музея экспонаты первой витрины. Флажками на карте обозначены государства, участвовавшие в войне.
Летом 1854 года соединенная
13 береговых батарей делали Севастополь
Русские героически сражались около пяти часов, но, понеся большие потери, отошли. Численное превосходство противника, нарезные ружья британской пехоты и плохо выбранные русским командованием позиции сыграли на руку противнику. Хотя, стоит отметить, что враг тоже понес большие потери, и один из английских военачальников даже воскликнул по этому поводу: «Еще одна такая победа и у Англии будет две победы, но не останется ни единого солдата!»
Противник продолжил наступление на Севастополь. Там уже оборона города легла на плечи доблестных адмиралов Черноморского флота. О них рассказывает отдельная витрина музея. В ней же находится портрет
Именно по его приказу срочно сооружались оборонительные укрепления Севастополя — в скальном грунте ежедневно до 4000 человек строили бастионы и батареи. Вскоре именно на эти укрепления были поставлены орудия, снятые с затопленных кораблей. На акварели художника Шевченко видно, как один из фрегатов уходит под воду.
15 парусных кораблей перегородили рейд — это была вынужденная мера. Но именно благодаря ей вражеские попытки одновременной атаки с суши и моря были сорваны. Все орудия с кораблей были сняты и использовались, как мы уже упоминали, на оборонительных сооружениях. Экипажи затопленных кораблей также пополнили ряды защитников Севастополя.
Отдельная витрина — комплекс экспонатов, посвященных
На фото — план оборонительных сооружений Севастополя, утвержденный за 20 лет (!), до начала Крымской войны. Но, как часто у нас бывает, к началу обороны сделано не было практически ничего.
В отдельной витрине — рабочая форма нижнего чина Российского императорского флота. А следом за ней — Знак Отличия Военного ордена (святого Георгия Победоносца), награда низших чинов. Позднее, в 1913 году ее стали официально называть «Георгиевский крест». За Крымскую войну такую награду получили более 24000 рядовых, матросов, солдат, унтер-офицеров.
На следующем стенде можно увидеть две цветные литографии известного
Войну не случайно называют двигателем прогресса. Новаторами в своем деле стали и военные инженеры Севастополя. Об этом рассказывают экспонаты следующей витрины. Здесь же — портрет
Еще одним приемом, широко использовавшимся защитниками Севастополя, были вылазки — ночные внезапные нападения осажденных на осаждающих. Следивший за ходом войны Фридрих Энгельс говорил: «пока вылазкам не будет положен конец, всякая мысль о штурме Севастополя является абсурдной». Иллюстрацией этому служит гравюра, где изображена горстка смелых бойцов, совершающих вылазку в тыл противника.
Главной целью вылазок было оттянуть начало штурма города. С этой же целью у стен Севастополя
Успех этого сражения русским повторить не удалось. В битве при Инкермане их ждал разгром. Да и Чернореченское сражение 4 августа 1855 года было проиграно. К слову, в нем принимал участие Лев Толстой. Именно об этой битве он написал: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить».
Отдельная часть экспозиции музея рассказывает о сестрах милосердия. На литографии изображены сестры Крестовоздвиженской общины, которая была основана на личные средства и по указу великой княгини Елены Павловны Романовой. Женщины шли в общину по собственной инициативе — единственным условием было отсутствие у них родных. Перед отправлением на фронт сестры милосердия обучались медицине в Петербурге.
Руководил работой этих медсестер Николай Иванович Пирогов, прославленный хирург. На одном из стендов музея можно увидеть сохранившиеся с тех времен медицинские инструменты. Современные врачи поражаются, как можно было такими инструментами творить чудеса, как это делал Пирогов и другие военные медики.
Севастополь защищали все жители! Сражаться с врагом вышли и дети, и женщины, и врачи, и священники. Один из примеров — медаль и свидетельство о награждении матросской жены Анны Федоровой, которая еще до того, как в город прибыли сестры милосердия, вышла на бастион. В минуты затишья она шила мешочки для пороха, а когда шел бой — перевязывала раненых.
Именно единение позволило отразить первый штурм города. К слову, французы и англичане решили назначить его на 6 июня, ведь именно в этот день за 40 лет до этого вблизи небольшой деревушки Ватерлоо состоялось известное сражение. Французский император Наполеон III решил разыграть «тот же бой в иной редакции» — с союзниками и другим исходом. Но и на этот раз победить противнику не удалось.
Следующая попытка взять Севастополь штурмом была предпринята 27 августа 1855 года. В тот день все укрепления города выстояли, но падение господствующей высоты — Малахова кургана — предрешило исход штурма. Дальнейшая защита укреплений была уже невозможна.
Взорвав бастионы и батареи, заминировав пороховые погреба, остатки гарнизона перешли с южной на северную сторону Севастополя по заранее подготовленному наплавному мосту. А прикрывала отход войск легкая батарея, в числе бойцов которой был Лев Николаевич Толстой. Ему в тот день исполнилось 27 лет.
На этом активные боевые действия на Крымском полуострове закончились. Таким увидел Севастополь фотограф английской армии Джеймс Робертсон: руины после 349 дней обороны.
Театрами войны стали Азов и Кавказ. Но вскоре бои сошли на нет, и начались переговоры о мире. 13 февраля 1856 года начался Парижский конгресс, а уже 18 марта был подписан мирный договор. Хотя Россия и признала поражение в Крымской войне, условия договора оказались гораздо мягче, чем могли быть. Самым тяжелым было требование демилитаризации Черного моря. Но стоит отметить, что России не нужно было ни платить контрибуций, ни делать территориальные уступки. Наше государство вышло из войны, не потеряв ни единого метра своих земель.
К
В музее «Оборона Севастополя
Франц Рубо родился в Одессе в год окончания Крымской войны. Француз по национальности, проживший всю сознательную жизнь в Мюнхене, Рубо посвятил все свое творчество русской военной истории. Известность художнику, написавшему более 900 картин, несомненно, принесли панорамы. Одна из них — севастопольская — посвященная штурму Малахова кургана 6 июня.
Над панорамой Севастополя Рубо начал работать в 1901 году. Это был правительственный заказ к
В это же время в Севастополе, на Историческом бульваре, для панорамы строилось здание. Когда и помещение, и картина были готовы, полотно привезли в Севастополь на двух сцепленных платформах, намотанным на вал метрового диаметра. 14 мая 1905 года панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта для обозрения. Дата была выбрана не случайно — это был день девятой годовщины коронования императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
В годы Великой Отечественной войны панорама разделила судьбу Севастополя. Во время одного из немецких авианалетов купол был разрушен и, чтобы спасти картину, матросы, пожарные, жители города кинулись в горящее здание. Полотно резали ножами, штыками, рубили топорами — другого выхода не было. Спасенные фрагменты наскоро сворачивали в рулоны.
Фрагменты удалось вывезти на лидере эсминцев «Ташкент» — последнем надводном корабле, покидавшем Севастополь, — в Новороссийск, а дальше по железной дороге в глубокий тыл — Новосибирск.
Всего удалось спасти 86 фрагментов — две трети картины. Красочный слой на них был оборван, имелись следы от попавших снарядов, заломы. Произведение искусства обследовала авторитетная комиссия художников и пришла к выводу, что восстановить полотно не удастся. На фото — подлинный фрагмент картины Рубо.
В первом послевоенном пятилетнем плане восстановления народного хозяйства воссоздание панорамы стояло отдельным пунктом. Было решено переписать картину на новый холст, сохранив авторский сюжет и композицию.
Завершающий раздел экспозиции музея рассказывает, как реконструировалось знаменитое полотно.
Академики живописи Василий Яковлев и Павел
Поменялась и суть картины: вместо поэмы о тяжелых испытаниях полотно стало песнью о героических подвигах. Картина пополнилась жанровыми сценами и героями. Так, например, работу Рубо дополнили портретами юного барабанщика и матроса Кошки. В этом есть определенная историческая справедливость, ведь многих героев обороны не было на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. Но это не уменьшает их заслуг, поэтому было решено вписать в картину и других защитников Севастополя.
Главный экспонат музея — живописное полотно — расположен наверху, над экспозиционным залом. Винтовая лестница ведет на смотровую площадку.
По замыслу
Панорамная форма картины позволяет показать поле боя на несколько десятков километров вдаль. Зритель может одновременно увидеть множество военных эпизодов с огромным количеством участников — на полотне изображено более 4000 фигур.
Очень точно передает обстановку на бастионе Малахова кургана расположенный перед картиной предметный план. На площади около тысячи квадратных метров выстроены бутафорские оборонительные сооружения, орудия, ядра и подлинные предметы военной атрибутики. Переход от предметного плана к живописному полотну почти незаметен, благодаря чему посетители смотровой площадки могут почувствовать себя не просто наблюдателями, а участниками происходящего.
Сотрудники музея рассказали, что на данный момент требуется реставрация и полотна, и предметного плана, а главное, купола. Самая сложная и важная работа, которую необходимо провести — замена
«Защищать Россию» выражает благодарность директору Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Александру Александровичу Рудометову и сотрудникам панорамы «Оборона Севастополя
Рассказать друзьям