Новая ядерная сделка? С Ближнего Востока на Дальний

13:2903 Aug, 2015 3636

Способна ли Северная Корея по примеру Ирана отказаться от «немирного» атома в обмен на снятие экономических санкций? Договариваться или дальше наращивать оборонную мощь — последствия такого выбора могут оказаться показательными не только для КНДР.

Высказывания северокорейских должностных лиц пока разочаровывают оптимистов. Посол КНДР в России Ким Хен Чжун заявил: «Между нами и Ираном огромная разница: мы не откажемся от ядерного оружия».

Он также провел параллели с иранской ядерной проблемой, отметив, что, в отличие от своего персидского союзника, КНДР уже является ядерным государством как по форме, так и по содержанию, а значит, у нее имеются и соответствующие интересы.

Они находятся, прежде всего, в сфере обеспечения безопасности государства и его политической системы, которая базируется на принципах «самостоятельности» (чучхе). Она направлена на сохранение северокорейского режима в условиях усиливающегося давления со стороны США и их союзников. Достаточно сказать, что каждый год вблизи границ КНДР и Республики Корея проходят масштабные американо-южнокорейские учения с использованием тяжелой техники и даже отработкой нанесения ядерных ударов по территории Северной Кореи. Подобные действия северяне без внимания не оставляют и отвечают на них запусками баллистических ракет, что идет в разрез с резолюцией СБ ООН 1718, принятой 14 октября 2006 года, в которой прямо прописан запрет КНДР на использование баллистических технологий.

Ядерная проблема Северной Кореи имеет давнюю историю. Разработки ядерного оружия ведутся с середины 70-х годов при содействии советских специалистов. ЦРУ обнародовало доказательство разработки ядерного оружия Северокорейской республикой еще в 1982 году, хотя каких-либо мер тогда принято не было. В 1992 году наблюдатели МАГАТЭ сообщили о большом количестве обогащенного урана и плутония, а через год им запретили въезд в страну под предлогом ведения наблюдателями подрывной деятельности на территории КНДР. Северокорейская угроза выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия привела к необходимости начать первые в истории страны переговоры по ядерной программе страны с участием международных посредников. Однако в 2003 году КНДР все же вышла из ДНЯО.

Что касается непосредственно испытаний ядерного оружия, которые и служат прямым доказательством различия северокорейского и иранского атомного досье, их было осуществлено три: в 2006, 2009 и 2013 годах.

Последнее, кстати, спровоцировало сильный политический кризис, так как в ответ на новые санкции СБ ООН КНДР разорвала перемирие в корейской войне 1953 года и предприняла ряд других не менее вызывающих шагов, включая данный иностранным посольствам «совет» покинуть «небезопасный» юг корейского полуострова.

Агрессивная риторика Пхеньяна периодически сменяется инициативами мирного характера — в частности, внесением предложений по объединению юга и севера корейского полуострова на конфедеративной основе. Однако с северокорейской идеей резко контрастирует позиция Сеула, сформулированная в «дрезденской доктрине» президента Республики Корея Пак Кын Хе и предусматривающая решение этой проблемы с учетом опыта объединения Германии и исключительно на своих условиях. Безусловно, Пхеньян болезненно воспринимает такой подход южан, полагая, что конечной для них целью является поглощение Севера.

В этих условиях северокорейское руководство подчеркивает, что ядерное оружие тем более необходимо стране для пресечения посягательств на ее независимость, а возрастающие масштабы военных учений США и РК у границ КНДР укрепляют их опасения.

Стоит также отметить, что ядерную проблему Северной Кореи пытались разрешить в многостороннем формате, по аналогии с Ираном, однако формат этот существенно отличается. Так, Иран вел переговоры с пятеркой ядерных держав и Германией, в то время как «шестисторонние переговоры» по денуклеаризации корейского полуострова имеют ярко выраженный региональный характер, так как в них помимо США принимают участие географические соседи КНДР: Россия, Китай, Республика Корея и Япония. Давление на Северную Корею также существенно меньше, чем на Исламскую Республику, поскольку позиция посредников менее консолидирована, чем в случае с Ираном: Россия хоть и настаивает на постепенной денуклеаризации, но заявляет о недопустимости политического, военного и иного давления на КНДР, а Китай и вовсе считается основным союзником северян и вдобавок имеет с ними договор от 1961 года об оказании военной помощи в случае необходимости.

Так или иначе, шестисторонние переговоры успеха не принесли.

В 2009 году в ответ на осуждение очередных северокорейских ракетных испытаний КНДР объявила о том, что выходит из переговоров и намерена развивать силы ядерного сдерживания, положив конец дипломатической работе, ведущейся в этом формате около семи лет.

Таким образом, «страна утренней свежести», возглавляемая молодым вождем, весьма решительно настроена в отношении сохранения своего ядерного потенциала. На севере Корейского полуострова убеждены, что никакие международные гарантии не являются панацеей от произвола Соединенных Штатов, которые, по убеждению северных корейцев стремятся к уничтожению КНДР, проводя, по выражению посла Ким Хен Чжуна, бесконечные военные провокации и «самую варварскую политику экономической блокады». Единственный выход северокорейцы видят в дальнейшем наращивании вооруженной и оборонной мощи, совершенствовании «потенциала ядерного сдерживания».

Стране не в новинку жить в условиях суровых санкций, кроме того, у нее нет таких серьезных статей экспорта, как нефть у Ирана, внешнее ограничение которых сильно било бы по экономике страны.

Именно поэтому тенденций к изменению политики руководства КНДР относительно своего «ядерного зонтика» пока не видно.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена