Иранская сделка: миру мир?

14:3524 Jul, 2015 6412

14 июля 2015 года, после девяти лет работы межпланетной станции «New Horizons» и переговоров в формате «шестерки», мир увидел уникальные снимки Плутона и текст Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Специально для «Защищать Россию» иранист Адлан Маргоев раскладывает по полочкам выгоды и утраты России, Ирана, Европы, США, Израиля, Саудовской Аравии и Китая.

Вынося за скобки ожидаемый успех соглашения в деле укрепления режима нераспространения, следует поставить три вопроса в отношении иранской сделки: каковы позиции сторон, что каждая из них выигрывает и какими будут дальнейшие стратегии?

Иран

После того, как МАГАТЭ выпустит первый отчет о выполнении Ираном своих обязательств по СВПД, начнется возвращение страны в международную банковскую систему. Это позволит восстановить досанкционные уровни экспорта нефти и внешней торговли в ненефтяной сфере, добиться относительно стабильных макроэкономических показателей, привлечь инвестиции в инфраструктуру топливно-энергетического комплекса и тяжелой промышленности.

Кроме того, верификация МАГАТЭ мирного характера ядерной программы Ирана позволит Тегерану в долгосрочной перспективе стать крупнейшим региональным центром в области мирного использования атомной энергии.

Это значительно повысит авторитет Ирана как страны, с которой западные партнеры готовы обсуждать региональные проблемы. Так он из «страны-изгоя» может достаточно скоро превратиться в «государство-партнера».

США

Имидж США в регионе Ближнего и Среднего Востока требует нивелировать военное наследие внешней политики, поэтому администрация Обамы придерживается дипломатических средств урегулирования. Вступление соглашения в юридическую силу может создать для США дополнительный рычаг влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока и расширить пространство для политического маневра.

В долгосрочной перспективе необходимость восстановить двусторонние отношения с Ираном возобладает над идеологией.

Нынешнее поколение еще увидит открытый формат двустороннего сотрудничества — с учетом того, что в закрытом режиме оно не прекращалось даже после исламской революции 1979 года. Министр нефти Ирана уже заявил, что страна приветствует американские инвестиции в нефтяной сектор. Значит, интерес носит взаимный характер.

Е3: Великобритания, Германия, Франция

У европейцев в отношении Тегерана сугубо экономический интерес: уже с 2014 года бизнес-делегации «зондируют почву» в Иране. После оглашения СВПД в стране уже побывал министр экономики и энергетики Германии, во главе крупной делегации. Европейский бизнес намерен вернуться в иранский ТЭК, автомобильную и авиационную промышленность.

Одной из стратегических целей Евросоюза является также диверсификация поставщиков энергоресурсов, отсюда возникает заинтересованность в будущих покупках иранского газа.

С учетом существующих тенденций, уровень экономического сотрудничества Ирана с крупными европейскими государствами будет очень скоро восстановлен.

Израиль

Позицию Израиля в отношении Ирана многие годы выражает премьер-министр Нетаньяху, который считает СВПД «исторической ошибкой», а Иран — главной угрозой для страны.

Умеренная позиция Израиля (распространенная среди израильских дипломатов, не выступающих на публику) могла бы помочь истэблишменту страны сменить повестку дня и уделить больше внимания вопросу Палестины, а также способствовать созыву конференции по созданию зоны, свободной от ядерного оружия, на Ближнем Востоке.

Но Нетаньяху объявил войну СВПД, и его задача — убедить конгрессменов США за 60 дней, в течение которых законопроект рассматривается в американском парламенте, в необходимости отклонить его.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия и Иран — противники и на религиозной, и на политической почве. К тому же государства Персидского залива обеспокоены военным потенциалом Ирана. В частности, от ракетной программы Ирана защиту региону готовы предоставить США, создав ближневосточную систему ПРО.

Гибкая политика администрации Обамы в некоторой степени снимает озабоченность в регионе и склоняет арабских лидеров к одобрению сделки с Ираном, но масштабные изменения на двустороннем треке отношений Саудовской Аравии и Ирана не ожидаются.

Китай

Как главный потребитель энергоресурсов, он заинтересован именно в экономических отношениях с Ираном: открытии емкого иранского рынка для товарного экспорта, строительстве небольших атомных электростанций, инвестициях в другие отрасли экономики. Снятие санкций позволит также развить военно-техническое сотрудничество.

В целом, Китай останется строго в рамках национальных интересов, балансируя между получением выгоды от двустороннего сотрудничества и энергетической зависимостью.

Россия

Во-первых, вопреки паническим заявлениям о том, что Иран обрушит и так низкий уровень цен на нефть, необходимо отметить, что корректировка цен на рынке уже происходит, к тому же Иран не новый игрок на нефтяном рынке, и ОПЕК должен перераспределить квоты.

Во-вторых, некомпетентно говорить о том, что мы сами создаем себе конкурента на газовом рынке. Санкции СБ ООН не касаются газовой промышленности Ирана, поэтому иранский газ все равно бы появился на рынке.

Это история не про то, как нам нужно сохранять свой рынок за счет искусственного сокращения чужого, а про то, какие стратегии принимать для собственного развития.

В-третьих, перед Россией открывается возможность полностью реализовать пакет договоров от 2005 года, восстановив прежний уровень военно-технического сотрудничества. На данный момент «заморожены» десятки соглашений по поставкам различных видов техники и предоставлению услуг, выполнение которых принесет России крупные доходы.

В-четвертых, налаженная система банковских транзакций позволит в среднесрочной перспективе увеличить объем товарооборота до $3,7 млрд (2011 год), объем торговли услугами до $140 млн (2007 год), а объем накопленных взаимных капиталовложений до $1,75 млрд (2008 год). В 2014-м товарооборот с Ираном составил $1,6 млрд, объем рынка услуг — $100 млн, капиталов — $17,5 млн.

В-пятых, обеспечение безопасности в Закавказье и Средней Азии подразумевает необходимость выработки общих подходов по борьбе с новыми вызовами и угрозами — особенно с терроризмом.

Иран нужен России как самостоятельный и состоятельный партнер, с которым возможно будет наладить конструктивный диалог.

В целом, согласование Совместного всеобъемлющего плана действий соответствует не только интересам Ирана, но и интересам большинства упомянутых государств, кроме Израиля. Возвращение Ирана в лоно равных друг другу субъектов международных отношений позволяет всем государствам наладить с ним отношения в тех сферах, которые соответствуют их взаимным интересам, а неприятие этого процесса говорит, в основном, о появлении потенциально мощного конкурента в регионе и на международной арене.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена