Ил-76: воздушная маршрутка войны

16:2925 Mar, 2016 5983

Он доставляет гуманитарную помощь, снабжает полярников, используется для тушения пожаров, дозаправки в воздухе и в качестве летающего госпиталя… Легендарный военно-транспортный самолет Ил-76 впервые взлетел ровно 45 лет назад. Несмотря на рекордный срок службы, «рабочая лошадка» — так ласково называют самолет военные — до сих пор в строю.

Универсальный солдат

На базе военно-транспортного Ил-76 было создано около десятка самолетов специального назначения. Например, для тренировки космонавтов в условиях искусственной невесомости построили Ил-76КТ и Ил-76МДК «Космос». У этих самолетов усилены крылья и фюзеляж, стены и потолок грузовой кабины обиты мягким материалом, пол застелен спортивными матами.

Фото: пресс-служба ЦПК

Существует две модификации 76-го для тушения пожаров. Ил-76П, совершивший свой первый полет еще в 1989 году, способен брать на борт 32 тонны огнегасящей жидкости. Более современный вариант крылатого огнетушителя на базе Ил-76МД поднимает уже 42 тонны.

Ил-76ЛЛ является летающей лабораторией для испытания авиационных турбовинтовых и реактивных двигателей.

В середине 1980-х годов появился летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель». На его борту имелись три медицинских модуля, в том числе кабинет подготовки больного к операции, сама операционная и палата интенсивной терапии.

Также на базе военно-транспортного самолета созданы воздушные командные пункты Ил-76СК для руководства стратегическими ядерными силами страны в случае уничтожения наземных средств управления. Помимо различных систем спутниковой и атмосферной радиосвязи на его борту установлен передатчик сверхнизкой частоты для связи с подводными лодками. Чтобы передать сигнал сквозь толщу воды с Ил-76СК выпускается проводная антенна длиной в пять тысяч метров со стабилизирующим конусом на конце. Выпустив антенну самолет начинает летать по кругу, чтобы провод антенны висел практически вертикально. Только в таком положении сверхдлинноволновый сигнал может пробиться на большую глубину.

Для снабжения полярников в Арктике и Антарктике в 80-х годах прошлого века была создана модификация транспортника Ил-76ТД «Антарктида». От серийной машины этот самолет отличался дополнительным навигационным оборудованием и ярко-красной раскраской киля. Кстати, сегодня в Антарктиду летают обычные гражданские модификации Ил-76ТД-90ВД.

Воздушный танкер Ил-78МК способен осуществить в воздухе дозаправку трех самолетов. В случае необходимости его можно переоборудовать для перевозки и парашютного десантирования людей, техники и грузов.

Для дальнего обнаружения воздушных, морских и наземных объектов противника на базе Ил-76МД разработан самолет ДРЛО А-50 «Шмель». Аппаратура самолета способна обнаруживать вражеские бомбардировщики на дальности до 650 километров, а истребители — до 300. Также А-50 может сопровождать до 300 воздушных целей и наводить на них до 30 истребителей.

Пожалуй, самая необычная модификация Ил-76МД — самолет-носитель лазерного оружия А-60. Первоначально он предназначался для «ослепления» спутников-шпионов. Сегодня он используется в экспериментальной системе противодействия космическому эшелону ПРО США. Вся информация по эксперименту является закрытой, но известно, что в августе 2009 года с борта А-60 был осуществлен лазерный «выстрел» по космическому объекту, находившемуся на высоте 1500 км. Эксперимент оказался удачным — контрольная аппаратура зафиксировала отраженный сигнал.

В ближайших планах — выпуск на базе последней версии транспортника — самолета Ил-76МД-90А — гражданского лайнера, пожарного самолета и топливозаправщика.

Герой боевиков

Наверное, кроме Ил-76 ни один российский военно-транспортный самолет не фигурировал в таком количестве остросюжетных фильмов. Впервые Ил-76 появился на большом экране в советском боевике об учениях десантников «В зоне особого внимания». В начале фильма с борта Ил-76 в тыл условного противника забрасывается диверсионная группа лейтенанта Тарасова. В финале картины показано массовое парашютное десантирование с Ил-76.

 

В 1990 году был снят фильм «Взбесившийся автобус». Сюжет основан на реальных событиях, случившихся 1 декабря 1988 года в городе Орджоникидзе (Владикавказ), когда группа вооруженных уголовников захватила автобус с 30 школьниками и потребовала предоставить им деньги, оружие и самолет для вылета в Израиль. Для перелета в Тель-Авив террористам предоставили Ил-76.

Главный герой фильма «Личный номер» — офицер спецподразделения ФСБ «Сенеж» — сажает Ил-76 с «грязной бомбой» на борту на разрушенную взлетную полосу. Эпизод, в котором во время аварийной посадки самолет сшибает крыльями строительные конструкции и практически разваливается на куски, снимали вживую. За штурвалом транспортника находился начальник учебного центра военно-транспортной авиации генерал-майор Александр Ахлюстин.

Историческая драма «Кандагар» о российском экипаже Ил-76, попавшем в плен к талибам, также основана на реальных событиях. Прототипом командира экипажа Карпатова стал Герой России Владимир Шарпатов. 3 августа 1995 года самолет Ил-76, принадлежавший татарстанской авиакомпании «Аэростан», был принудительно посажен на аэродром около афганского города Кандагар, а экипаж захвачен. Спустя 378 дней плена летчикам удалось притупить бдительность талибов и угнать самолет в Иран.

Самолет-рекордсмен

На Ил-76 был установлен не один авиационный мировой рекорд. В июле 1975-го на первом серийном самолете летчик Я.Берников установил высотный рекорд — в полете с грузом в 70121 кг он достиг высоты 11875 м. Тогда же летчик-испытатель А.Тюрюмин в полете по замкнутому маршруту с грузом 70 т на дальность 1000 км показал рекордную среднюю скорость полета — 857,657 км/ч, а на дальности 2000 км — 856,697 км/ч.

Несколько дней спустя — новый рекорд. Тот же летчик, А.Тюрюмин, тот же самолет — в полете по замкнутому маршруту протяженностью 5000 км с грузом 40 т достигли средней скорости 815,968 км/ч. Всего в эти дни на самолете Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.

Еще несколько мировых рекордов принадлежат советским парашютистам. 4 апреля 1975-го они покинули борт Ил-76 на высоте 15386 м и пролетели в свободном падении 14780 м. Командиром экипажа самолета Ил-76 был генерал-майор С.Г.Дедух. В октябре 1977 года рекордсменами стали и парашютистки — состоялись одиночный прыжок с высоты 15760 метров и свободное падение до высоты 960 м, а также групповой прыжок с высоты 14846 метров — свободное падение до высоты 631 м.

Послужной список

Выполняя широкий спектр задач, самолеты Ил-76 принимали активное участие в различных военных конфликтах — в том числе в Афганистане, Чечне, Югославии и Сирии.

Наряду с антитеррористической операцией, недавно завершившейся в арабской республике, Россия не без участия Ил-76 осуществляет в Сирии и гуманитарную миссию. Так, с декабря 2015 года было совершено 29 вылетов, самолетами десантированы 102 платформы с продовольствием, медикаментами и топливом общим весом 534 тонны.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена