Эксперты: Прекращение поставок двигателей из Украины невыгодно обеим сторонам

14:0223 Sep, 2014 6856

Остановка поставок двигателей из Украины для России критична, считают эксперты. Однако полного разрыва партнерства между странами не будет, поскольку в этом не заинтересована прежде всего сама Украина, для которой Россия — крупнейший рынок сбыта. Временное решение проблемы аналитики видят в возможности обходиться собственными резервами или в реэскопорте двигателей через Беларусь и Казахстан.

Глава президентской администрации Сергей Иванов в интервью «Российской газете» признал, что «у России есть зависимость от Украины на сегодняшний день в двух относительно серьезных моментах: Первое — это авиационные двигатели на часть самолетов и вертолетов. Второе — газотурбинные установки, которые закупались в Николаеве для надводных кораблей многих классов».

«Защищать Россию» попытались разобраться в ситуации и опросили экспертов.

Россия берет у Украины двигатели семейства ТВ3−117 для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-52, Ми-28, Ка-32; двигатели АИ-222−25 для учебно-тренировочных самолетов Як-130; двигатели Д-18 для Ан-124 («Руслан») и Д-436 для пассажирских Ан-148. Также на Украине выпускаются двигатели АИ-20 для самолетов АН-12 и ИЛ-38. Такую оценку дают эксперты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ). По их мнению, прекращение поставок Украины для России критично:

«Если поставки полностью прекратятся, то производство вертолетов и самолета Як-130 по гособоронзаказу и на экспорт встанет», — считает заместитель директора Центра Константин Макиенко.

Тем не менее, эксперт убежден, что завод «Мотор-Сич» — основной производитель двигателей для России на Украине — сделает все возможное, чтобы поставки не прекращались: «В условиях слабой и коррумпированной власти на Украине это возможно, — полагает Макиенко. — К тому же по вертолетным двигателям в России есть большие запасы ремкомплектов. Это фактически целые двигатели на хранении с нулевым расходом ресурса. Их можно использовать как временное паллиативное решение при производстве вертолетов».

По очень грубой оценке, «Мотор-Сич» закрывает порядка 60−70% потребностей наших вертолетных заводов. — продолжает Макиенко. — По двигателю АИ-222−25 наша зависимость стопроцентная, но только для учебно-тренировочных самолетов. Истребители летают на российских двигателях. По Д-436 для Ан-148 ситуация сложная, сам двигатель частично производится в России, но собирается в Запорожье. В этом смысле здесь тоже зависимость стопроцентная. Но, думаю, производство Ан-148 просто будет прекращено.

С этим согласен и другой аналитик ЦАСТ, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. По его оценке, зависимость России от Украины в поставках вертолетных двигателей почти стопроцентная. Исключение составляют легкие вертолеты «Ансат» — на них ставятся канадские двигатели — и гражданские вертолеты-Ка-226 с американскими двигателями.

Отметим, что Сергей Иванов признает наличие проблемы: «Да, объем выпуска пока не позволяет обеспечить все наши потребности и нужно еще примерно два года, чтобы окончательно решить зависимость от вертолетных двигателей».

Однако эксперты затрудняются оценить реалистичность такого прогноза. По их мнению, все зависит от того, насколько удастся развернуть производство двигателей под Петербургом. Очевидно только, что пока текущих мощностей не хватит для обеспечения потребностей страны. В этом году завод в Санкт-Петербурге планирует выпустить 50 вертолетных двигателей. При том, что объем производства вертолетов в России — порядка 300 в год.

Андрей Фролов считает, что своими силами Россия в состоянии делать только двигатели для вертолетов, которые заказывает Министерство обороны. Что касается вертолетов для экспорта и для гражданских потребителей, то они по-прежнему будут оснащаться украинскими двигателями, полагает эксперт.

«Есть резерв, есть ремфонд. Если завтра Украина полностью перестанет поставлять нам двигатели — Россия не встанет, но это может сказаться через год-полтора. Мне кажется, что лазейки есть. Например, поставлять двигатели в Белоруссию или в Казахстан, а потом реэкспортировать их в Россию».

Сложнее, по мнению специалистов, обстоит ситуация с импортозамещением двигателей для самолетов и газотурбинных установок для фрегатов (проект 11356 и 22350). Своих аналогов у России пока нет (хотя с середины 90-х она пытается развернуть собственное производство газотурбинных установок, но и там значительная доля украинских комплектующих). Поэтому в ближайшие годы в этом сегменте от украинской зависимости уйти не получится.

Эксперты сходятся в одном — полного разрыва не будет, потому что Россия для Украины — крупнейший рынок сбыта, а отказ от поставок будет означать прежде всего закрытие самих украинских заводов.

Беседовала Дарья Баринова

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена