Остановка поставок двигателей из Украины для России критична, считают эксперты. Однако полного разрыва партнерства между странами не будет, поскольку в этом не заинтересована прежде всего сама Украина, для которой Россия — крупнейший рынок сбыта. Временное решение проблемы аналитики видят в возможности обходиться собственными резервами или в реэскопорте двигателей через Беларусь и Казахстан.
Глава президентской администрации Сергей Иванов в интервью «Российской газете» признал, что «у России есть зависимость от Украины на сегодняшний день в двух относительно серьезных моментах: Первое — это авиационные двигатели на часть самолетов и вертолетов. Второе — газотурбинные установки, которые закупались в Николаеве для надводных кораблей многих классов».
«Защищать Россию» попытались разобраться в ситуации и опросили экспертов.
Россия берет у Украины двигатели семейства
«Если поставки полностью прекратятся, то производство вертолетов и самолета
Як-130 по гособоронзаказу и на экспорт встанет», — считает заместитель директора Центра Константин Макиенко.
Тем не менее, эксперт убежден, что завод
По очень грубой оценке,
С этим согласен и другой аналитик ЦАСТ, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. По его оценке, зависимость России от Украины в поставках вертолетных двигателей почти стопроцентная. Исключение составляют легкие вертолеты «Ансат» — на них ставятся канадские двигатели — и гражданские
Отметим, что Сергей Иванов признает наличие проблемы: «Да, объем выпуска пока не позволяет обеспечить все наши потребности и нужно еще примерно два года, чтобы окончательно решить зависимость от вертолетных двигателей».
Однако эксперты затрудняются оценить реалистичность такого прогноза. По их мнению, все зависит от того, насколько удастся развернуть производство двигателей под Петербургом. Очевидно только, что пока текущих мощностей не хватит для обеспечения потребностей страны. В этом году завод в
Андрей Фролов считает, что своими силами Россия в состоянии делать только двигатели для вертолетов, которые заказывает Министерство обороны. Что касается вертолетов для экспорта и для гражданских потребителей, то они
«Есть резерв, есть ремфонд. Если завтра Украина полностью перестанет поставлять нам двигатели — Россия не встанет, но это может сказаться через
год-полтора . Мне кажется, что лазейки есть. Например, поставлять двигатели в Белоруссию или в Казахстан, а потом реэкспортировать их в Россию».
Сложнее, по мнению специалистов, обстоит ситуация с импортозамещением двигателей для самолетов и газотурбинных установок для фрегатов (проект 11356 и 22350). Своих аналогов у России пока нет (хотя с середины
Эксперты сходятся в одном — полного разрыва не будет, потому что Россия для Украины — крупнейший рынок сбыта, а отказ от поставок будет означать прежде всего закрытие самих украинских заводов.
Беседовала Дарья Баринова
Рассказать друзьям