Экраноплан: кентавр от авиации и флота

12:4422 Jul, 2015 14912

Несколько месяцев назад выяснилось, что в России разработают проект экраноплана массой 500 тонн. Смесь самолета и корабля, этого зверя под названиями «Лунь» и «Орленок» уже учили летать в СССР. В преддверии дня ВМФ «Защищать Россию» старается разобраться, зачем.

Вероятно, в детских энциклопедиях еще пишут о том, почему самолет, большая консервная банка тяжелее воздуха, поднимается в небо, летает, управляется, перевозит грузы и выглядит настолько красиво, что иногда называется «Белым лебедем». Профиль крыла устроен таким образом, что набегающий поток воздуха над крылом проносится быстрее, чем под. Получается, что с определенной скорости (в 150–200 км/ч для больших стальных птиц) воздух так быстро убегает с крыла сверху и так долго сидит под ним снизу, что возникает подъемная сила, толкающая воздушное судно вверх. У вертолетов — лопасти которых, по большому счету, те же самолетные крылья, только врезающиеся в поток на гораздо большей скорости — подъемная сила очевидно видна и ощутима: устоять на ногах, находясь под геликоптером при взлете и посадке, довольно сложно.

Если предположить, что воздушное судно при достаточной подъемной силе будет не взмывать ввысь, а продолжать двигаться параллельно Земле, наверняка потоки воздуха успеют от крыла долететь до поверхности, оттолкнуться от нее, словно свет от зеркала, и, добежав до крыла опять, поднимать его еще сильнее. А потом опять вниз к «зеркалу» изо льда, воды, земли, снега, чтобы снова к крылу — и так, пока оно не закончится. Возникнет экранный эффект — динамическая воздушная подушка. Он будет реальным только на очень небольшой высоте, потому что воздух действует настолько несогласованно с авиаконструкторами, что все время норовит разбежаться из-под крыла в разные стороны (чтобы не убегал, придумали суда на воздушной подушке, где побегам вольнодумца, нагнетаемого мощными вентиляторами под днище, мешает резиновая юбка). Очевидно, что грузоподъемность и экономичность такого аппарата прилично увеличится.

Скользящий над водой на скорости в 400–600 км/ч полусамолет-полукорабль, почти не видимый для радаров, вооруженный ракетами… что может быть прекраснее для министерства обороны СССР?

В 20-е годы XX века экранный эффект открыли. В 30-е в СССР и Финляндии, в нашей стране — на воде, в Суоми — на снегу, естественно, разрабатывали опытные образцы. В 60-х советские конструкторы Роберт Бартини и Ростислав Алексеев работали над экранопланами в рамках КБ. У первого появился ВВА-14 — противолодочная самолет-амфибия вертикального взлета, у второго — «Метеор», «Комета», «Ракета» — весь флот на подводных крыльях, сделавших шик быстрого речного и морского путешествия для советского гражданина обыденностью.

И пока Юрий Гагарин и Герман Титов открывали для человечества космос, Ростислав Алексеев демонстрировал высокому начальству, включавшему будущего маршала и министра обороны Дмитрия Устинова и будущего опального отставника Никиту Хрущева, свое детище. Летом и осенью 1961 года первый советский экраноплан СМ-1 рассекал околомосковские воды.

В 1972 году научились летать «Орлята». Экраноплан «Орленок», созданный для военных в бюро Алексеева, перевозил десант (две бронированные машины или две сотни морпехов) на расстояние до 1500 км со скоростью до 500 км/ч.

Всего было создано пять «Орлят», из которых три улетели в авиацию ВМФ на Каспии.

В 1986 году в состав Каспийской флотилии ВМФ вошел ударный ракетный корабль-экраноплан «Лунь» с восемью двигателями, также созданный в ЦКБ им. Алексеева. 500 км/ч крейсерской скорости, 2000 км дальности хода, длина в 73 м, равная размеру нынешних широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров, экипаж в 10 человек — все меркло по сравнению с вооружением: шестью пусковыми установками противокорабельной ракеты ЗМ-80 «Москит».

Планировалось восемь «Луней», которые должны были стать охотниками за авианосцами.

Неизвестно, где именно — в степях Казахстана, горах Азербайджана или газовых промыслах Туркменистана Минобороны СССР планировало найти вражеские авианосцы, но «Лунь» был направлен именно на Каспийское море, которое не море вовсе, а самое большое в мире озеро, поскольку является внутренним водоемом, не имеющим выходов к мировому океану. Возможно, Каспий был выбран местом испытаний, но даже учитывая максимальную дальность ПКР ЗМ-80 (250 км) и предполагаемый заход экраноплана в территориальные воды Ирана, ни до одного из морей, где могут ходить авианосцы, «Москиты» не добивали.

Помимо скрытности и сочетания свойств самолета и корабля, экранопланы имели весомые минусы. Они крайне сложны в управлении и маломаневренны. Самолет для поворота использует все три измерения, ложась в крен. Экраноплан, по сути, может использовать только рыскание, поскольку сильный крен резко меняет степень давления под крылом. Это делает большим радиус поворота экраноплана. С одной стороны, только Ан-225 «Мрия» смог превзойти рекорд одного из первых экранопланов КМ по грузоподъемности. С другой, экранопланы необходимо оснащать двумя типами двигателей — маршевыми и стартовыми. В отличие от кораблей и судов они не могут передвигаться по морю в случае сколько-нибудь серьезного волнения — для экраноплана критически важна гладь поверхности, будь то земля, вода или лед.

Периодически энтузиасты пишут о том, что «в мире назревает бум экранопланостроения», но в реальности экранопланы остаются кентаврами, почти сказочными персонажами, неспособными заменить ни людей, ни лошадей.

Сейчас экранопланы разрабатываются для нужд гражданских эксплуатантов и коммерческих перевозок. Экраноплан никогда не станет большим серийным проектом — как самолет или корабль, — но останется объектом вызовов для конструкторов.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена