DEFEXPO-14: выставка переходного периода

05:2917 февр, 2014 2598

Завершившаяся в Индии выставка сухопутных и морских вооружений DEFEXPO-14 не принесла отечественной оборонке особых сюрпризов, впрочем, не стала и разочарованием. Вместе с тем, иного результата сложно было ждать — в настоящее время на индийском оружейном рынке в силу ряда причин — как политического, так и технического характера — складывается определенная пауза.

В первую очередь, необходимо помнить о приближающихся в Индии выборах, которые, вполне возможно, приведут к смене правящей партии. Это обстоятельство вызвало перенос сроков решений по ряду оружейных тендеров — причем как идущих, так и уже состоявшихся. В частности, на период «после выборов» отложено заключение контракта с французской компанией Dassault Aviation, выигравшей «мать всех тендеров» — затянувшийся более, чем на десять лет конкурс MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft competition) на поставку 126 истребителей Rafale. Отложены решения и по другим тендерам, включая тендер на поставку систем ПВО для сухопутных войск Индии, на разработку и строительство перспективных подводных лодок и т.д.

Стратегически же Индии предстоит, называя вещи своими именами, выбрать доверенного партнера в сфере ВТС на ближайшую и среднесрочную перспективу, не отказываясь при этом от традиционной политики диверсификации.

Спор за лидерство, очевидно, идет между Россией и США, однако шанс на весомую долю рынка имеют практически
все ведущие производители современного оружия кроме Китая.

Второй причиной стал ряд прогремевших недавно коррупционных скандалов в индийской системе военно-технического сотрудничества.

Технические моменты сводятся, главным образом, к ожиданию «смены линейки» основными производителями боевой техники, ведущими разработку новых систем и образцов. Особенно это касается России, где в ближайшие 1–3 года в серию пойдут новинки практически для всех видов Вооруженных сил, и, скажем, подписывать контракт на лишние 100-200-300 Т-90, имея в виду предстоящий запуск в серию «Арматы», было бы не совсем разумно.

Россия: защита позиций

Роль России как основного поставщика вооружений в Индию сомнений ни у кого не вызывает, и это было заметно с порога — плакаты Рособоронэкспорта, УВЗ, ряда других предприятий висели практически по всему салону.

Крупнейшими российскими компаниями, сгруппировавшимися в единую экспозицию, стали «Рособоронэкспорт», концерн ПВО «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», концерн «Калашников». Серьезную новинку привез «Алмаз-Антей» — продемонстрировав «в железе» систему ПВО «Тор-М2Э» на индийском шасси компании Тata.

Остальные же производители, главным образом, настроены на модернизацию ранее поставленных образцов. Особенно это касается «Уралвагонзавода», привезшего в Индию демонстрационные материалы и макеты модернизированных танков и другой бронетехники. В то же время широко разрекламированный «Терминатор» — БМПТ-2, который обещали показать «живьем», так и не приехал.
Более интересным был стенд ОСК. Компания (при посредничестве ФСВТС и «Рособоронэкспорта») готовит ряд важных соглашений с Индией, включая сопровождение жизненного цикла авианосца «Викрамадитья», поставку трех новых фрегатов проекта 11356, и (опять же с помощью «Рособоронэкспорта») участвует в тендере на выбор прототипа для перспективной индийской дизельной подлодки (проект 75I). Участие в тендере принимают также DCNS (Франция), «Ховальдсверке-Дойче Верфт» (Германия), «Навантия» (Испания) и «Финкантьери» (Италия).

Оценивая шансы конкурентов, можно сказать, что Россия и Германия объективно являются фаворитами гонки: на проекте DCNS и «Навантии» Индия уже обожглась с задержками и проблемами в ходе лицензионного строительства лодок типа Scorpene франко-испанской разработки, а шансы Италии изрядно сокращены политическим скандалом.

В пользу немцев говорит, возможно, лучшая отработанность на сегодня основной немецкой лодки нового поколения (U-212 и ее экспортная версия -214) и ее вооружения по сравнению с российским перспективным проектом «Амур-1650» (экспортная версия строящегося для ВМФ России «проекта 677»). В пользу России — большая, по сравнению с немцами и другими европейцами, готовность делиться технологиями, подтягивая и уровень индийской промышленности и НИОКР. Кроме того, на Россию уже работает репутация.

В ходе выставки стенды ОСК и «Рособоронэкспорта» не раз посещали высокопоставленные индийские военные моряки, прошедшие на кораблях и субмаринах советской/российской постройки большую часть пути от лейтенанта до адмирала.

Многие из них прекрасно говорили по-русски, и находили среди членов российской делегации своих старинных друзей и знакомых. Не исключено, что этот фактор может оказаться решающим в выборе будущего партнера для ВМС и кораблестроения Индии.

Говоря о разочарованиях выставки, к сожалению, нельзя не упомянуть концерн «Калашников». По неизвестным причинам ижевцы так и не привезли в Индию перспективный автомат АК-12. В сочетании с сообщениями о проблемах АК-12 на испытаниях в Вооруженных силах России, это может говорить, наверное, о проблемах с конструкцией нового оружия, или с его «малосерийным» производством.

Из числа зарубежных новинок, вызвавших наибольший интерес, я бы отметил французский проект авианосца DEAC (DCNS Evolved Aircraft Carrier). Вряд ли стартовым заказчиком станет Индия — постройка близкой по размерам и вместимости «Викрамадитьи», продолжающееся строительство «Викранта» и проектирование «Вишала» не оставляет места для иностранного корабля. Вместе с тем, вполне возможна продажа, например, Бразилии, остро нуждающейся в замене авианосца «Сан-Паулу» (бывший «Фош») на что-то более современное.

***

Выставка в целом и поведение российских компаний на ней позволяют смотреть в будущее достаточно уверенно, — Россия удерживает позиции в «своих» нишах и имеет резервы для расширения присутствия на рынке Индии. Вопрос заключается в том, насколько успешным окажется запуск в серию техники и вооружений нового поколения. Ждать осталось недолго.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена