Тайны морского музея: от «Святого Николая» до «Акулы»

14:2713 авг, 2015 5151
Фото: Защищать Россию

Настоящий трап броненосца «Потемкин», одна из первых в мире субмарин и модель уникального экраноплана можно найти в Центральном военно-морском музее в Питере. В новое здание музейщики переехали достаточно недавно, но уже успели составить впечатляющую экспозицию. От ботика Петра до крупнейшей в мире атомной подлодки — «Защищать Россию» приглашает совершить виртуальную прогулку по залам музея.

Центральный военно-морской музей — один из старейших в России и крупнейших морских в мире. Его прабабушкой была Санкт-Петербургская модель-камера, в которой хранили модели и чертежи кораблей аж с 1709 года. Собственно морской музей появился в 1805 году из хранилища модель-камеры. В 1908 он на 16 лет стал «Имени Петра Великого», но большевики, к первому императору испытывавшие пиетет, все-таки сделали его Центральным военно-морским. С этим названием в месяц подписания пакта Молотова-Риббентропа он и вселился в здание Биржи на Васильевском острове. Новое здание центрального музея ВМФ находится недалеко от острова Новая Голландия — на Крюковом канале в здании Морских казарм. Само здание старое — на стене мемориальная табличка о том, что в нем аж Петр Кошка служил, но переезд музей закончил только год назад.

Музей состоит из тематических зон, размещенных на двух этажах — в 19 залах и в двух атриумах.

Экспозицию первого зала, посвященного русскому мореплаванию с древнейших времен, открывает «дедушка русского флота».

Фото: Защищать Россию

Ботик «Святой Николай» будущий «Великий» и император, а на тот момент «просто царь» Петр Алексеевич, нашел в Измайлово в 1688 году. Ботик был в дурном состоянии, но приехавшие в Россию голландцы его починили. На Яузе Петр и начал ходить по воде. После Ништадтского мира, когда Россия, показав Швеции «кузькину мать», стала империей, на одном из парадов ботик встречали новейшие корабли русского флота: «Внучата дедушку встречают!» — радовался император.

Фото: Защищать Россию

Экспозиция верхнего уровня первого зала посвящена экспедиции русского флота к берегам Северной Америки в 1863–1864 годах, развитию российского военно-морского флота после Восточной (Крымской) войны 1853–1856 годов, созданию новых классов кораблей и судов, Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, борьбе между броней и артиллерией, заграничным визитам русских эскадр.

В зале стоит оригинал одной из подводных лодок Степана Джевецкого, которые были едва ли не первыми боевыми подводными аппаратами в мире. Экипаж из трех человек двигал подлодку на максимальной глубине в 8 м исключительно силой собственных мышц. Лодка была в прямом смысле на педальной тяге.

Фото: Защищать Россию

«Зал Славы русского флота» завершается у стены, у которой лежит трехжильный пеньковый якорный канат начала 19 века толщиной в добрые 25 см.

Фото: Защищать Россию

На стене представлено носовое украшение 64-пушечного винтового фрегата «Генерал-адмирал» 1856 года.

Фото: Защищать Россию

Еще один оригинальный экспонат расположен в зале флота 20 века. Это трап с известного своим восстанием 1905 года и фильмом Сергея Эйзенштейна броненосца Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический», с отверстием от осколка.

Фото: Защищать Россию

В зале Великой Отечественной войны представлена модель легкого артиллерийского крейсера проекта 26 «Киров», построенного на Балтийском заводе и входившего в состав флота с 1938 по 1974 годы. Участвовал в боях во время Советско-финской войны и при обороне Ленинграда, в год Победы подорвавшись на мине. С 1949 по 1953 годы проходил модернизацию. После списания крейсера башни главного калибра были установлены на Морской набережной Ленинграда. Под крейсером оригинал парогазовой торпеды 45–36 АН калибра 450 мм. Длина — 5,7 м, масса — 1 т.

Фото: Защищать Россию

Диаметр фугасной авиационной бомбы ФАБ-500 — почти 40 см, длина — 241 см, масса — полтонны.

Фото: Защищать Россию

Комплекс с ракетой с тепловой и радиолокационной головками самонаведения П-15 был принят на вооружение в 1960 году. Им оснащались эсминцы, противолодочные корабли и специально спроектированные катера. Позднее для использования ракеты был разработан специальный противокорабельный комплекс «Рубеж» — спаренный пусковой контейнер на поворотном столе и рубкой управления на шасси МАЗа.

Фото: Защищать Россию

Восьмидвигательный экраноплан «Спасатель», как и прочие, разрабатывался в КБ Ростислава Алексеева. В отличие от побратимов он должен был быть оборудован под госпиталь на 150 человек. Из-за недостатка финансирования в начале 90-х работы по данному проекту были завершены. «В железе» ни одну машину так и не построили.

Фото: Защищать Россию

Строительство головного корабля проекта эсминцев 956 «Современный» началось в 1975 году. Корабль первого ранга водоизмещением 6500 т имел длину в 157 м и максимальную скорость хода в 33 узла. Корабль вооружался ЗРК «Ураган», ПКР «Москит» и двумя спаренными артиллерийскими установками АК-130.

Фото: Защищать Россию

В зале советского кораблестроения представлена авианосная группа из восьми надводных кораблей и подлодки с тяжелым авианесущим крейсером «Киев». Это был головной корабль проекта 1143 «Кречет» с полным водоизмещением в 37000 т, длиной 273 м и мощностью двигательной установки в 180000 л.с.

Фото: Защищать Россию

В авиагруппу «Кречетов» входили самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Для уменьшения габаритов крылья самолета складывались, экономя пространство по три метра с каждой стороны. В 2004 году они были сняты с вооружения.

Фото: Защищать Россию

Турбореактивный двигатель ВК-1 и ВК-1А устанавливался на самолетах КБ Микояна и Гуревича: МиГ-15бис и МиГ-17. Последний стал первой машиной отечественной авиации, преодолевшей скорость звука в горизонтальном полете.

Фото: Защищать Россию

В зале новейшего кораблестроения представлены модели атомных подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами проекта «Кальмар» и «Акула». Последние являются самыми большими подводными кораблями в мире.

Фото: Защищать Россию

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена