Бесстрашные. Пять подвигов вертолетчиков

17:4828 окт, 2014 14524

Тяжелые винтокрылые машины в руках этих асов ведут себя послушно. Десятки раз мужество и мастерство вертолетчиков спасало человеческие жизни. Под обстрелом, раненые, они не бросали своих. В День создания армейской авиации мы вспомнили подвиги героев-вертолетчиков.

Валентин Падалка

Подполковник Валентин Падалка
Подполковник Валентин Падалка служил командиром вертолетной эскадрильи в транспортном полку, когда в декабре 1993-го четверо террористов захватили группу ростовских школьников.

В качестве выкупа бандиты во главе с Мусой Алмаметовым потребовали 10 миллионов долларов и вертолет для вылета из Ростова-на-Дону. Вертолет был предоставлен взамен на трех освобожденных девочек, а пилотировать его добровольно вызвались Валерий Падалка и его сослуживец.

Три дня под прицелом автоматов вертолетчики успокаивали детей и вели переговоры с террористами.

Три дня, ежесекундно рискуя жизнью, пилоты уговаривали теряющих самообладание бандитов отпустить школьников. Ситуация была близка к критической, террористы грозились убить детей, стреляли по постройкам аэропорта. Только после того, как боевики получили деньги, школьников освободили. Заложниками остались только летчики.

Ми-8, Чечня

Фото: englishrussia.com

Террористы потребовали доставить их в Чечню, и вертолет поднялся в небо. В аэропорту Грозного сесть не удалось, тогда бандиты выдвинули следующее условие — лететь в Хасавюрт.

Взяв на себя огромный риск, Валентин Падалка повел вертолет не в назначенный пункт, а в Махачкалу — там был расположен военный аэродром.

«В общем, нам просто везло, — скромно признается подполковник в одном из интервью, — чудеса следовали одно за другим: сначала Алмамедов почему-то нам поверил, потом у нас загорелась печка (это мы уже потом выяснили, а тогда подумали, что пожар в каком-то из отсеков), бандиты спрыгнули и сбежали…».

Как только террористы покинули борт, их координаты были переданы бойцам группы «Альфа», следовавшим за вертолетом вне зоны видимости. Через несколько часов террористы были пойманы, а захваченные деньги изъяты.

Игорь Родобольский

Полковник Игорь Родобольский
Афганистан, Чечня, Ингушетия — для полковника Игоря Родобольского это не просто пункты на карте, это страницы его военной биографии.

Неся службу в горячих точках, вертолетчик участвовал в самых рисковых операциях, требующих высшей степени летного мастерства и мужества.

Даже с многочисленными пробоинами, Ми-8 Родобольского всегда возвращался на базу.

Десятки раз полковник прикрывал отходы групп вертолетов, высаживал десант в тяжелейших погодных условиях, эвакуировал раненых… За годы службы с поля боя он вывез свыше 500 раненных бойцов.

В январе 2002 года Игорь Родобольский участвовал в операции по ликвидации крупной базы боевиков в районе Шаро-Аргуна. Он возглавлял группу в составе трех транспортных и трех боевых вертолетов.

Добравшись до места, полковник первым привел машину на позицию боевиков, вызывая огонь на себя. Маневр удался, и огневые точки бандитов были обнаружены. Их потом разгромили звеном боевых вертолетов.

Игорь Родобольский и его Ми-8 в Афганистане

Игорь Родобольский и его Ми-8 в Афганистане. Фото из архива

В дело вступил десант. Боевики открыли огонь из уцелевшего пулемета, появились раненые. Получив сообщение о попавших в беду десантниках, Игорь Родобольский ринулся спасать бойцов. Его Ми-8 «завис» над крутым склоном, зацепившись за него всего двумя колесами.

Пока на борт загружали раненых, боевики отчаянно обстреливали вертолет.

Ми-8 получил свыше 20 пробоин, а сам полковник Родобольский был ранен в руку.

Но он все же сумел поднять машину в воздух. Постоянно маневрируя, он уводил вертолет от вражеского огня.

В тяжелейшей ситуации, когда казалось, что хуже уже быть не может, в одну из лопастей несущего винта попала реактивная граната… Бойцам повезло — раненый вертолетчик и в этот раз сумел справиться с управлением и привести Ми-8 на родную базу.

Сергей Долматов

Полковник Сергей Долматов
Полковник Сергей Долматов за годы службы прошел не одну проверку на прочность. Небо над Афганистаном, Чечней, Карабахом, Южной Осетией, Абхазией принесло вертолетчику немало наград, а также колоссальный опыт, позволяющий выполнять сложнейшие операции, быть уверенным в себе и в своей боевой машине.

В 1995 году Долматов возглавлял сводный отряд вертолетов Ми-26 в Чечне. Вернувшись на базу после одного из вылетов, Сергей узнал, что его однокашник Владимир Пильщиков попал в тяжелую ситуацию. Ми-24 Пильщикова был обстрелян боевиками и вынужден сделать аварийную посадку в контролируемом чеченцами районе.

Долматов молниеносно принял решение. Его Ми-26 поднялся в воздух и направился туда, где ждали помощи. Как только винтокрылая махина Сергея Долматова коснулась земли, закипела работа. Бойцы достали тросы и начали закреплять поврежденный вертолет Пильщикова за внешнюю подвеску транспортника. Действовать надо было очень быстро, боевики могли обнаружить вертолетчиков в любой момент.

Как только работа была завершена, Ми-26 поднялся в воздух.

Решиться транспортировать 11-тонную боевую машину мог либо глупец, либо ас. Долматов из числа последних.

Летели на низкой скорости и малой высоте, облетая опасные районы и надеясь, что хватит горючего…

Ми-26, Чечня

Фото: englishrussia.com

Удача была благосклонна к Сергею Долматову, он сумел в целости и сохранности привести на базу оба вертолета.

Николай Майданов

Летчик Николай Майданов
Вертолетчик Николай Майданов принимал участие в боевых действиях в Афганистане, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Летное мастерство не раз выручало его в сложных операциях, и однополчане знали — если вертолет пилотирует Майданов, на базу живыми вернутся все.

Он был уверен в своей боевой машине и не боялся идти на риск.

Когда под завяз груженая винтокрылая машина высоко в горах отказывалась взлетать по-вертолетному, вертикально вверх, Майданов взлетал по-самолетному, бросая боевую машину в пропасть… Уже в падении винт вертолета раскручивался, и машина набирала скорость, зачастую уходя от обстрелов афганцев. Эта рисковая тактика не раз спасала жизнь пилоту и его экипажу.

В начале 2000-го группа Ми-8 под руководством Майданова участвовала в антитеррористической операции в районе Аргунского ущелья в Чечне. Вертолетчикам предстояло провести разведку и высадить десант на одной из высот. Неожиданно боевики открыли по ним огонь из крупнокалиберных пулеметов.

Ми-8 в горах Чечни

Фото: englishrussia.com

Постоянно маневрируя, пилоты сумели увести из-под обстрела боевые машины с десантом, но сам Майданов получил тяжелое ранение.

Он скончался в кабине вертолета, до последнего борясь за жизни находящихся на борту, пытаясь посадить боевую машину.

В марте 2000 года Николай Майданов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

Сергей Чернявский

Полковник Сергей Чернявский
За заслуги перед страной полковника Сергея Чернявского награждали не раз. Вертолетчик служил в Афганистане, принимал участие в таджико-афганской войне, в обеих чеченских кампаниях.

В одной из операций в Чечне вертолет Чернявского попал под обстрел боевиков. Маневрируя, полковник было ушел от огня противника, но боевую машину прошила ракета, выпущенная из ПЗРК… Казалось, шансов выжить у экипажа нет. Но то, что произошло, можно считать чудом. Чернявский, используя свое мастерство, сумел удержать управление. Покинув опасный район, он посадил подбитый вертолет на выбранной площадке в горах. В тот день не погиб ни один из членов экипажа, ни один из десантников.

И это ни единственный подвиг вертолетчика. Во время боевого вылета там же, в Чечне, Чернявский обнаружил окруженную бандитами группу наших бойцов.

Под плотным обстрелом, при сильном ветре винтокрылая машина «зависла» в небе — и вот, с помощью лебедки бойцов поднимают одного за другим на борт вертолета.

Выручив десантников, вертолетчик привел обстрелянную машину на родную базу. А то, что все находившиеся на борту остались живы, можно считать еще одним чудом.

Ми-8 в горах Чечни

Фото: englishrussia.com

В 2004 году за участие в боевых действиях на Северном Кавказе Сергею Чернявскому вручили Золотую Звезду Героя России.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена