Тысяча имен авианосца

15:2720 янв, 2016 5946

25 лет назад, 20 января 1991 года, в состав ВМФ СССР вошел тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов». К этому моменту самый крупный из когда-либо построенных для отечественного флота кораблей уже успел получить прозвище «корабль с тысячей имен».

В 1982-м «Кузнецов» был заложен на нулевом стапеле Черноморского завода в Николаеве как «Рига», в этом же году после смерти генсека переименован и три года спустя спущен на воду как «Леонид Брежнев», в 1987-м начал испытания как «Тбилиси» и наконец в 1990-м, уже под явно обозначившийся скорый распад СССР, получил свое последнее имя, с которым и отмечает сегодня четверть века в строю.

В составе российского флота за всю его трехвековую историю, наверное, не было другого корабля, рождавшегося так трудно и так долго — и речь здесь не о сроках строительства, а о создании отечественного авианосца как класса. Нереализованные замыслы 1920-30-х постоянно откладывались на фоне тысяч других задач и, наконец, были окончательно отброшены войной, где Советскому Союзу в первую, вторую, третью и десятую очереди требовалась мощная сухопутная армия и все, к ней прилагающееся. Первое послевоенное десятилетие, занятое восстановлением экономики и созданием ядерного щита, также оставило плавучие аэродромы в чертежах, а последующий приход к власти Н.С.Хрущева едва не обернулся упразднением надводного флота как такового — новый генсек свято верил во всеобъемлющий потенциал ракетно-ядерного оружия.

В это же время сам термин «авианосец» приобретает в отечественном политическом лексиконе негативную окраску, в одном ряду с «вашингтонскими заправилами» и «пентагоновскими ястребами».

Учитывая тогдашнюю роль идеологии вообще, этот штамп стал реальным клеймом, крайне осложнявшим жизнь апологетам авианосцев.

Так или иначе, авианесущие корабли появились в составе флота — первенцами стали противолодочные крейсеры проекта 1123 «Москва» и «Ленинград», построенные в 1960-х, а вот дальнейшее направление развития стало предметом острейшей дискуссии.

ПКР «Ленинград» в 1990 году
ПКР «Ленинград» в 1990 году. Фото: Википедия

«Сделайте как у Нимица»

Именно так формулировал требования к перспективному кораблю министр обороны СССР, маршал Советского Союза, кавалерист гражданской и командарм Великой Отечественной Андрей Гречко с того момента, как характеристики еще не заложенного на верфи Ньюпорт Ньюс гиганта стали известны советской разведке.

«Минсудпром может это построить» — союзником Гречко в дискуссиях выступал заинтересованный в тоннаже и стоимости руководитель отечественного судостроения Борис Бутома.

«Авианосцы — оружие агрессии» — начальник главполитуправления Вооруженных сил генерал Епишев и отвечавший за политработу на флоте адмирал Гришанов, поддерживаемые главным идеологом ЦК КПСС Сусловым, не сдавали позиций ни на йоту.

«Флоту необходима поддержка авиации в операционных районах» — мягко, но настойчиво искал выход преемник Кузнецова, почти тридцать лет после него стоявший во главе флота главком Сергей Горшков.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов». Фото: Википедия

«Эта поддержка не требует классического авианосца» — не менее мягко и столь же настойчиво парировала главкома «флотская фронда» во главе с начальником главного штаба ВМФ Амелько.

«Единого мнения по авианосцу нет» — докладывал Совету обороны куратор ВПК, будущий министр обороны Дмитрий Устинов.

«Эти военные сами не знают чего хотят, а у нас тут благосостояние советского народа растет медленнее, чем надо» — делал вывод далекий от флотских материй генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

На таком фоне ждать положительного результата было трудно, и проект атомного многоцелевого авианосца, известный под индексом 1160, уступил место странному гибриду 1143, на котором мощь ракетного крейсера сочеталась с авиагруппой на основе довольно посредственных СВВП Як-38.

За полтора десятка лет, с конца 1960-х по 1982-й, на Черноморском ССЗ были последовательно заложены и спущены на воду четыре корабля этого проекта — «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», возможности которых последовательно росли, но без изменения концепции как таковой. Между тем, уже «Новороссийск» и «Баку» могли быть иными, но смерть Гречко и Бутомы в середине 70-х сильно ослабила лагерь «авианосников», а главком ВМФ Горшков пытался пролоббировать уже не ультимативный ядерный 1160, а компромиссный, меньший по размерам и цене проект 1153 с классической паротурбинной энергетической установкой.

«Киев» проекта 1143, 1985 год
«Киев» проекта 1143, 1985 год

Свое веское слово сказали в итоге весной 1982 года Фолкленды — в сочетании с уже накопленным собственным опытом эксплуатации «вертикалок», англо-аргентинский конфликт все же привел советскую военную элиту к выводу о необходимости резкого роста ЛТХ корабельных самолетов. Сверхзвуковой СВВП Як-141 пока маячил где-то очень далеко, и выход был найден в ускорении работ по палубным версиям свежесозданных истребителей Су-27 и МиГ-29.

Упущенное время диктовало компромиссы — паровые катапульты не успевали в срок, и пятый советский авианосец получил для запуска самолетов трамплин с тремя стартовыми позициями. Отсутствие катапульт не позволило посадить на корабль полноценный «летающий радар», впрочем, еще не созданный тогда, и нашим ответом американскому «Хокаю» стал в итоге не самолет ДРЛО типа Як-44 или Ан-71, а вертолет Ка-31 с «раскладушкой» радара под корпусом.

Вторым компромиссом стало сохранение ударного ракетного вооружения — иначе противоавианосное лобби обойти было нельзя, хотя к тому моменту уже было ясно, что пуски ракет сильно осложняют эксплуатацию основного вооружения корабля.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов». Фото: mil.ru

Последний непоследний

Когда пятый по счету корабль семейства 1143, радикально отличавшийся от своих предшественников, спускали в 1985 году на воду, никто не мог предположить, что этот авианосец станет последним, вошедшим в состав советского флота. Ни заложенная в тот же день новая «Рига» (впоследствии ставшая «Варягом», а затем «Ляонином», ни сменивший ее в 1988 году «Ульяновск» (наконец получивший реакторы вместо классических паровых котлов и две катапульты в дополнение к трамплину) в состав ВМФ СССР так и не вошли.

В итоге «Кузнецов» оказался единственным, а череда переименований стала предвестником его драматической биографии.

Уйдя с Черного моря на Север осенью 1991 года — внезапно, до завершения программы испытаний — корабль спасся от участи предмета российско-украинского торга.

Приключения на этом не закончились. Тяжелейший «поход аргонавтов» 1995–96 годов, едва не обернувшийся катастрофой из-за поломки силовой установки, перманентный ремонт, мрачноватая слава «плавучего острога» в конце 90-х–начале 2000-х — распад страны и деградация флота видны в истории корабля как в зеркале.

Но при всех недостатках и проблемах «Кузнецов» — это едва ли не единственный реальный инструмент влияния в арсенале флота, а его молчаливое противостояние с американской АУГ зимой 2014 года в Средиземном море на фоне разгоравшейся в Крыму «Русской весны» стало живым доказательством необходимости кораблей этого класса для страны, интересы которой простираются дальше своих территориальных вод.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов». Фото: Christopher Michel

В ожидании перемен

«Кузнецов», хотя и недавно вышел в очередной раз из дока, и, похоже, собирается снова пройтись до Сирии, встречает 25-й день рождения не в лучшей форме. Ветерану нужен серьезный ремонт, включая «капиталку» энергетики и ревизию вооружения. Судя по всему, этот ремонт начнется уже летом 2016 года и займет три, а скорее и все пять лет.

Что мы получим на выходе?

Компромиссы никуда не денутся — ни время, ни ресурсы не позволят сделать из «Кузи» атомный авианосец с катапультами. Этого придется ждать еще долго, пока ВМФ не сможет заказать новый корабль такого класса.

«Кузнецов» же останется каким и был, и даже ожидаемая ликвидация главного ракетного комплекса с расширением ангара не поменяет чего-то принципиально. Впрочем, обновленная силовая установка, новая электроника, свежие системы ПВО, большая авиагруппа — вполне существенные перемены. И мы пока не знаем, что напишет Госпожа История на следующих страницах этой книги. Впрочем, об этом я подумаю потом. В 2041 году, например.

А пока — с днем рождения тебя, «Адмирал Кузнецов», единственный российский авианосец, дитя компромиссов и условностей, корабль с тысячей имен.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов». Фото: mil.ru

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена