Полет из неволи: самолеты советских шарашек

13:0010 июня, 2015 15552

Легендарные авиаконструкторы. В сталинское время многие из них, находясь в заключении, работали в конструкторских бюро тюремного типа. История каких самолетов началась в так называемых «шарашках» — читайте в нашем материале.

И-5

Дмитрий Григорович

История основного боевого самолета истребительной авиации 30-х началась в Бутырской тюрьме в Москве. На ее территории располагалось «Центральное Конструкторское бюро — 39» ОГПУ им. Менжинского «Внутренняя тюрьма — 11», в народе — «шарашка».

По указанию заместителя командующего ВВС Якова Алксниса, было подготовлено задание: спроектировать истребитель под мотор «Юпитер», не уступающий по характеристикам лучшим зарубежным образцам. Руководить проектом были отобраны два авиаконструктора из заключенных: Дмитрий Григорович и Николай Поликарпов. Под их началом над созданием самолета трудилась группа инженеров, среди которых Иван Косткин, Павел Крейсон, Александр Надашкевич и Виктор Корвин-Кербер.

Конструкторы работали на пределе возможностей, и спустя всего три месяца (!) были изготовлены проект и опытный образец самолета «ВТ-11» («Внутренняя Тюрьма»). Пока испытывался первый образец, конструкторы собрали еще два прототипа — «Клим Ворошилов» и «Подарок XVI партсъезду».

Испытания показали, что по маневренности и вооружению новый истребитель не уступает самым современным зарубежным образцам, и до окончания испытаний самолет был запущен в серию. Серийный И-5 имел советский двигатель М-22 на 480 л. с. и вооружался в основном синхронными пулеметами ПВ-1 с боезапасом 1200 патронов.

Истребитель стоял на вооружении с 1932 по 1939 год. На этом его история не закончилось: с началом Великой Отечественной войны из-за острой нехватки боевых машин И-5 стали использовать вновь, но уже как легкий штурмовик или ночной бомбардировщик.

И-5 «Клим Ворошилов»
И-5 «Клим Ворошилов»

Пе-2

Владимир Петляков

В 1937 году Владимира Петлякова арестовали и поместили в специальное закрытое конструкторское бюро — ЦКБ-29. Там, по заданию Лаврентия Берии, он приступил к созданию двухмоторного высотного истребителя. Вместе с группой специалистов Петляков разработал самолет под кодовым обозначением «100», который отличали герметичная кабина, скорость свыше 600 км/ч и дистанционное электроуправление.

Началась советско-финская война, и стало понятно, что для ведения боевых действий армии нужны не истребители, а пикирующие бомбардировщики с хорошими летными качествами. Тогда Берия, курировавший ЦКБ-29, поручил Петлякову преобразовать проект истребителя в проект многоцелевого пикирующего бомбардировщика. Времени отводилось мало — всего полтора месяца, но в случае успеха Берия обещал освободить и конструктора, и его специалистов.

В считанные дни были готовы чертежи, опытный образец не строили, использовали старый — самолет был, по сути, тем же истребителем «100» с разницей в оборудовании и вооружении. Бомбардировщик, получивший название Пе-2, был готов в срок и вышел в серию в конце 1940 года. Авиаконструктор и его соратники — в том числе будущий начальник проектировавшего стратегические бомбардировщики ОКБ-23 Владимир Мясищев, разработавший крыло самолета — как и было обещано, вышли на свободу.

Пе-2 отличали высокая скорость, способность бомбометания как в вертикальном положении, так и при пикировании, электрическое управление многими механизмами (было применено в СССР впервые). В годы Великой Отечественной войны самолет использовали в качестве и бомбардировщика, и разведчика, и даже ночного истребителя. Пе-2 вошел в историю как самый массовый пикирующий бомбардировщик советского производства — всего было выпущено 11427 самолетов.

Пе-2
Самолет Пе-2

Ту-2

Андрей Туполев

В октябре 1937 года Андрей Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Находясь в заключении в ЦКБ-29, в конце 1939 года он приступил к работе над проектом двухмоторного бомбардировщика. Разрабатываемый самолет под шифром «103» должен был нести 1,5-тонную бомбовую нагрузку и иметь дальность полета свыше 2000 километров.

Конструкторская группа приступила к работе, и к августу 1940-го были утверждены технические данные и эскизный проект. Это был двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением; на нижней поверхности крыла размещались тормозные решетки — для уменьшения скорости пикирования, а расположение кабины позволяло пилоту на любых виражах видеть цель.

За создание перспективного самолета Туполева и его коллег, среди которых были Николай Базенков, Александр Надашкевич, Алексей Черемухин, Владимир Чижевский, Иосиф Неман, ранее работавший в бригаде Петлякова, и многих других освободили в 1941-м, а ЦКБ-29 в народе прозвали «Туполевской шарагой».

В 1942-м после успешных испытаний бомбардировщик запустили в серию, он получил название Ту-2. В годы Великой Отечественной войны из-за перерывов в производстве самолет не использовался так активно, как, например, Пе-2, хотя и превосходил бомбардировщик Петлякова. Более того, немецкий Ju-88 и американский В-25 «Митчелл» уступали Ту-2 в высотности полета и скороподъемности, а в скорости на высоте более 6 км пикирующий бомбардировщик превосходил лишь советский истребитель МиГ-3.

Несмотря на непродолжительное участие в войне, летно-технические характеристики позволили Ту-2 стать одним из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.

Ту-2
Самолет Ту-2

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена