Авиация гражданской войны. Чем воюют на Украине

05:2916 Jun, 2014 9930

В небе Украины сейчас неспокойно. Затянувшийся конфликт на юго-востоке страны заставляет власти применять против ополченцев боевую авиацию. Что представляет из себя авиация Украины? Какие запасы страна сможет «распечатать»? И к каким жертвам это может привести?

После распада СССР независимой Украине досталась, благодаря действовавшему принципу «каждый получает то, что находится на его территории», впечатляющая авиационная группировка, уступавшая по численности и качественному составу только российской. На момент образования, 17 марта 1992 года, она включала в себя более тысячи самолетов, в том числе дальние бомбардировщики семейства Ту-22 и даже стратегические бомбардировщики: 19 Ту-160 и 27 Ту-95МС. От них Украина поспешила избавиться (причем проданы, а точнее отданы за долги России, были только восемь Ту-160 и три Ту-95МС). Тактическая авиация ВВС Украины была не менее внушительна по численности — 150 (по другим данным более 200) фронтовых бомбардировщиков Су-24/24М, порядка семидесяти Су-27 и, по различным данным, 220−240 МиГ-29 и т. д.

После двух десятилетий независимости от всего этого богатства (без преувеличения, по состоянию на 1992 г. ВВС Украины — самые крупные во всей Европе, не считая, естественно, российских) остались горстки.

Теоретически в составе украинских воздушных сил числятся, если рассматривать боевые самолеты, 55−65 Су-27, 80−96 МиГ-29, 16−23 Су-24М, 36−43 Су-25, пять разведчиков Су-24МР. Столь неопределенные цифры вызваны большой размытостью на Украине между понятиями «в составе ВВС"/"на хранении"/"на свалке в безнадежном состоянии». Подавляющее большинство из числа указанных выше к полетам совершенно непригодно. По оценкам экспертов, наблюдениям споттеров, отрывочным и противоречивым заявлениям представителей украинских властей, можно говорить, что среди Су-27 в летном состоянии находятся 15−20 машин, Миг-29 — 20−22, Су-25 — 14. Количество летнопригодных Су-24М/МР оценить крайне трудно, но оно определенно невелико.

Красочным примером «боеготовности» может служить аэродром Бельбек в Крыму — после осмотра его матчасти российскими военными выяснилось, что из 35 находившихся на аэродроме МиГ-29 к полетам пригодны были только 4.

Виной этому, в первую очередь, объективные причины — поддержание самолетов выпуска 80-х годов в летнопригодном состоянии требует больших затрат сил и средств. Так, в России Су-27 поддерживают в боеготовности благодаря масштабной программе модернизации и капитального ремонта, а МиГ-29, показавший себя менее долговечным, эксплуатируется очень ограниченно.

Однако настолько серьезные «потери» вызваны были именно местными особенностями — несмотря на наличие на своей территории нескольких крупных авиаремонтных заводов (АРЗ) ремонт собственной техники (в отличие от зарубежной) Украина проводила буквально поштучно, а наиболее исправные машины, в том числе и непосредственно из состава ВВС, охотно продавала за рубеж.

МиГ-29МУ1

Фото: spotters.net.ua

Например, только в Азербайджан отправились 18 МиГ-29. Разошлись по миру и девять Су-27, в том числе один в Великобританию и два в США. Заниматься, хотя бы скромно, авиацией украинские власти стали только в последнее десятилетие — начали проводить штучный капитальный ремонт с косметической модернизацией. Так появились местные модификации советских самолетов — МиГ-29МУ1, Су-27УБМ1, Су-25М1/УБМ1. Основными отличиями всех этих машин от оригиналов является установка систем спутниковой навигации и свежий камуфляж, на многих «пиксельный» (так называется окрас из хаотично расположенных прямоугольников).

По вертолетам ситуация в целом схожая — например, из доставшихся от СССР двух с половиной сотен Ми-24 в летнопригодном состоянии находилось к началу текущего конфликта порядка тридцати, причем около десяти из них участвуют в миротворческих операциях в Африке под эгидой ООН. Зато продано за рубеж более сотни и, вероятно, значительное число пущено «на запчасти»…

В итоге к гражданской войне украинская военная авиация пришла в состоянии более подобающем стране африканской, чем европейской.

При этом не стоит забывать о подготовке летчиков — еще вопрос, в чем — в технике или пилотах — бОльшая нехватка. А если к фактору профпригодности добавить еще и моральную готовность…

Ми-24

Фото: Oleg V. Belyakov

Возможности авиации прокиевских сил ограничиваются нанесением ударов по наземным целям неуправляемым оружием. Если вспомнить о звучавших угрозах «уничтожить террористов высокоточным оружием», то явно имелась ввиду не авиация: в составе ВСВСУ высокоточное оружие способны применять только Су-24М (боеготовность которых под вопросом) и Су-25 (только ракеты с лазерным наведением Х-25МЛ, Х-29Л). При этом само наличие в арсеналах такого оружия, пригодного к применению, довольно сомнительно.

События на юго-востоке косвенно подтверждают — основным оружием являются неприхотливые и простые в применении неуправляемые ракеты.

Несомненно, в запасе находится большое количество неуправляемых авиабомб, применять которые могут и Су-27, и МиГ-29 — но, учитывая квалификацию летчиков ВСВСУ, их массовое использование вызовет очень большие жертвы среди мирного населения. С другой стороны, именно невысокие навыки украинских летчиков и тактика применения авиации служат основной причиной крайне высоких, для конфликта такой интенсивности, потерь прокиевской авиации.

Например, на опубликованных очевидцами видеозаписях, можно видеть, как Ми-24, находясь над враждебной территорией, где ранее уже обстреливали и сбивали вертолеты, позволяет себе поразительно медлительные и неторопливые маневры и стреляет только после длительного прицеливания в состоянии висения.

Конкретные цифры приводить смысла нет: они противоречивы, источники информации ангажированы и обстановка быстро меняется. Но любой желающий может поискать данные самостоятельно и убедиться, что даже неоспариваемая часть потерь приближается к уровню потерь российской авиации в Чечне в период активных боевых действий (1999—2000 гг.) в течение года (!), а т. н. «антитеррористическая операция на юго-востоке Украины» длится активно только недели.

Пока что в ходе гражданской войны на Украине активно из авиации используются только вертолеты — как транспортные, так и боевые Ми-24. Применение боевых самолетов для нанесения ударов по наземным целям носит эпизодический характер. Однако от них уже пострадало множество мирных жителей: наиболее известен удар 2 июня по зданию Луганской областной государственной администрации, жертвами которого стали восемь человек, 28 были ранены.

Интенсивное применение авиации, «распечатывание» запасов неуправляемых авиабомб и начало их полномасштабного применения, потенциальное использование авиационных средств минирования — все это, несомненно, вызовет массовые человеческие жертвы.

К сожалению, подобное развитие событий не исключено, особенно если «антитеррористическая операция» окончательно забуксует, и киевские власти решатся на силовое решение проблемы любой ценой.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена