В небе Украины сейчас неспокойно. Затянувшийся конфликт на юго-востоке страны заставляет власти применять против ополченцев боевую авиацию. Что представляет из себя авиация Украины? Какие запасы страна сможет «распечатать»? И к каким жертвам это может привести?
После распада СССР независимой Украине досталась, благодаря действовавшему принципу «каждый получает то, что находится на его территории», впечатляющая авиационная группировка, уступавшая по численности и качественному составу только российской. На момент образования, 17 марта 1992 года, она включала в себя более тысячи самолетов, в том числе дальние бомбардировщики семейства
После двух десятилетий независимости от всего этого богатства (без преувеличения, по состоянию на 1992 г. ВВС Украины — самые крупные во всей Европе, не считая, естественно, российских) остались горстки.
Теоретически в составе украинских воздушных сил числятся, если рассматривать боевые самолеты, 55−65
Красочным примером «боеготовности» может служить аэродром Бельбек в Крыму — после осмотра его матчасти российскими военными выяснилось, что из 35 находившихся на аэродроме
МиГ-29 к полетам пригодны были только 4.
Виной этому, в первую очередь, объективные причины — поддержание самолетов выпуска
Однако настолько серьезные «потери» вызваны были именно местными особенностями — несмотря на наличие на своей территории нескольких крупных авиаремонтных заводов (АРЗ) ремонт собственной техники (в отличие от зарубежной) Украина проводила буквально поштучно, а наиболее исправные машины, в том числе и непосредственно из состава ВВС, охотно продавала за рубеж.
Фото: spotters.net.ua
Например, только в Азербайджан отправились 18
По вертолетам ситуация в целом схожая — например, из доставшихся от СССР двух с половиной сотен
В итоге к гражданской войне украинская военная авиация пришла в состоянии более подобающем стране африканской, чем европейской.
При этом не стоит забывать о подготовке летчиков — еще вопрос, в чем — в технике или пилотах — бОльшая нехватка. А если к фактору профпригодности добавить еще и моральную готовность…
Фото: Oleg V. Belyakov
Возможности авиации
События на
юго-востоке косвенно подтверждают — основным оружием являются неприхотливые и простые в применении неуправляемые ракеты.
Несомненно, в запасе находится большое количество неуправляемых авиабомб, применять которые могут и
Например, на опубликованных очевидцами видеозаписях, можно видеть, как
Ми-24 , находясь над враждебной территорией, где ранее уже обстреливали и сбивали вертолеты, позволяет себе поразительно медлительные и неторопливые маневры и стреляет только после длительного прицеливания в состоянии висения.
Конкретные цифры приводить смысла нет: они противоречивы, источники информации ангажированы и обстановка быстро меняется. Но любой желающий может поискать данные самостоятельно и убедиться, что даже неоспариваемая часть потерь приближается к уровню потерь российской авиации в Чечне в период активных боевых действий (1999—2000 гг.) в течение года (!), а т. н. «антитеррористическая операция на юго-востоке Украины» длится активно только недели.
Пока что в ходе гражданской войны на Украине активно из авиации используются только вертолеты — как транспортные, так и боевые
Интенсивное применение авиации, «распечатывание» запасов неуправляемых авиабомб и начало их полномасштабного применения, потенциальное использование авиационных средств минирования — все это, несомненно, вызовет массовые человеческие жертвы.
К сожалению, подобное развитие событий не исключено, особенно если «антитеррористическая операция» окончательно забуксует, и киевские власти решатся на силовое решение проблемы любой ценой.
Рассказать друзьям