Лучше, чем олени: арктический транспорт российских военных

10:1409 дек, 2015 9103

Сотни российских военнослужащих примут к Новому году шесть военных баз, развернутых в Арктике. К настоящему моменту практически завершено обустройство объектов на островах Котельный, Средний и Земля Александры, а также в поселке Рогачево, на мысе Шмидта и острове Врангеля. А пока на базах идут последние приготовления к заезду жильцов, мы решили напомнить, на чем будут летать, плавать и ездить защитники северных рубежей России.

Ледокол-богатырь

Весной этого года на Адмиралтейских верфях торжественно заложили головной дизель-электрический ледокол обеспечения (проект 21180) «Илья Муромец». Впервые за много лет судно подобного класса строится по заказу Министерства обороны России. «Илья Муромец» войдет в состав Северного флота и будет использоваться для обеспечения арктической группировки Военно-морского флота.

Новый ледокол обладает рядом технических особенностей. Основная заключается в том, что на ледоколе применена система винторулевых колонок с установленными внутри электродвигателями.

Фото: vympel.ru

Установка закреплена вне корпуса ледокола на шарнире и может вращаться вокруг своей оси на 360 градусов. Это улучшило маневренность нового судна по курсу и скорости. Гребной винт соединен непосредственно с валом электродвигателя, что исключило потери энергии при передаче вращения через редукторы.

Сдача ледокола «Илья Муромец» ожидается в конце 2017 года. Планируется, что всего для военных построят четыре таких судна.

Воздушный «Терминатор» Заполярья

Первый вертолет Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор», адаптированный к условиям Арктики, российские военные получили 25 ноября этого года. Эта машина была создана специально для работы в северных регионах страны при температуре воздуха ниже минус 40 градусов. Дальность полета арктического «Терминатора» с установленными дополнительными топливными баками составляет более 1,3 тысячи километров.

«Терминатор» оснащен двигателями ВК-2500-03, усиленной трансмиссией и форсированной вспомогательной силовой установкой ТА-14, которая обеспечивает автономное питание энергоемких изделий-потребителей.

На вертолете установлен цифровой автопилот и несколько систем навигации — в частности, дублированная спутниковая, а также цифровая навигационная система со встроенным генератором карт и бесплатформенной инерциальной системой, позволяющей определить текущие координаты местоположения вертолета без спутниковых сигналов, которые в приполярных областях иногда не принимаются.

Фото: Сергей Рябцев russianplanes.net

Ми-8АМТШ-ВА оснащен системой наблюдения за местоположением других воздушных судов и поисковым радиопеленгатором для поиска терпящих бедствие людей и техники. 

Вертолет адаптирован под применение очков ночного видения, а также имеет специальное оборудование, в том числе — для разогрева воды и пищи.

Контракт на поставку вертолетов для арктической группировки российских войск был подписан с министерством обороны в феврале 2015 года, и исполняется Улан-Удэнским авиационным заводом наряду с долгосрочным контрактом на поставку вертолетов до 2020 года. Следующие вертолеты Ми-8АМТШ-ВА будут поставлены в рамках гособоронзаказа, начиная с 2016 года.

Полярный экспресс

Разработка двухзвенного гусеничного бронетранспортера для арктической группировки Вооруженных сил России ведется на Уралвагонзаводе. Образец нового двухзвенного сочлененного гусеничного бронированного транспортера ДТ-3ПБ был впервые показан весной 2013 года на полигоне 3 ЦНИИ Минобороны.

Однако это был всего лишь прототип. Как заявлял заместитель генерального директора УВЗ по спецтехнике Вячеслав Халитов, заказчик (Минобороны) откроет опытно-конструкторскую работу в 2016 году, до этого момента все изыскания «Уралвагонзавода» велись в инициативном порядке.

Новый бронетранспортер можно будет эксплуатировать при температурах до минус 50 градусов по Цельсию.

Обязательное условие для перспективной машины — БТР должен перевозить как минимум мотострелковое отделение и преодолевать заболоченные участки местности.

Специалисты УВЗ обещают, что шасси нового бронетранспортера станет «уникальным». Огневая мощь, защищенность и подвижность будущей машины будут проработаны под условия Арктики. Выбор вооружения для новых БТРов остается за Минобороны.

Автобус для военных полярников

А тем временем концерн «Тракторные заводы» создал универсальный плавающий гусеничный транспортер, предназначенный для перевозки военнослужащих в Арктике.

Новая машина, получившая обозначение ТМ-140А, будет в условиях арктического климата возить людей в труднопроходимых районах бездорожья, включая снежную целину и болота.

Как уверяют разработчики, новые технические решения, внедренные в вездеходе, позволят долго эксплуатировать машину в автономном режиме. Уточним, что кабина выполнена отдельным модулем с теплошумоизоляцией и установлена на резиновых амортизаторах, а также оборудована системой отопления и вентиляции. Кроме того, на машине можно установить противопульную защиту кабины и модули для перевозки личного состава, а также смонтировать вынесенную пулеметную установку с дистанционным управлением.

Железный олень ВДВ

Первая партия новейших военных снегоходов А-1, приспособленных для эксплуатации в арктически условиях, поступила в Рязанское высшее воздушно-десантное училище. Снегоходы, которые выпускает компания «Русская механика» из Рыбинска, предполагается использовать в дозорах, а также в спасательных и разведывательных операциях.

Базой для создания армейского снегохода А-1 послужила гражданская модель «Тайга Патруль 551 СВТ» с двухтактным двухцилиндровым двигателем мощностью 65 лошадиных сил.

К особенностям специальной армейской модификации можно отнести крепления для установки двух пар лыж, гранатомета, автомата АК-74 и винтовки СВД, бензобак с самозатягивающимся покрытием, увеличенный багажник для установки двух металлических 20-литровых канистр, систему предпускового подогревателя двигателя, подогреватели рукояток пассажира и приборную панель с расширенными функциями.

Фото: russnegohod.ru

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена