«Блестящий пилот, талантливый командир, прирожденный летчик-истребитель». В годы Великой Отечественной героев с подобной характеристикой были десятки. Одним из них был и гвардии майор Куманичкин, написавший после войны книгу «Чтобы жить..». Его воспоминания позволяют прочувствовать, каким был воздушный бой и какой ценой одерживались победы. За годы войны летчик совершил 300 боевых вылетов, записав на свой счет более 30 вражеских самолетов.
Александр Куманичкин начал летать до войны. В
Первые недели войны оказались сложными — в том числе и для советской авиации. Господство в небе принадлежало немцам: вражеские летчики бомбили аэродромы, выводя из строя, «тихоходные» и «легко уязвимые», по мнению Куманичкина, самолеты, одерживали победы в воздушных боях. В такой обстановке начался его фронтовой путь.
Огромного напряжения требовала от авиаторов обстановка, сложившаяся в начальный период войны, — писал летчик. — И, надо прямо сказать, что касается морального испытания боевых качеств наших летчиков, то тут они всегда были на высоте.
На Южном,
В представлении к ордену Красного Знамени, которым его наградили в августе
Эти победы дорогого стоили.
Тяжело в учении — легко в бою (…) Нет его, легкого боя. — писал он в воспоминаниях. — Всякий раз, встречаясь с врагом, отдаешь все силы, все знания, весь опыт, чтобы одержать над ним верх, и когда машина касается, наконец, колесами земли, чувствуешь взмокшей спиной и набухшими руками, чего тебе стоил очередной воздушный поединок.
В его боевой характеристике отмечалось: «вылетая на боевые задания, тов. Куманичкин всегда является ведущим групп своих истребителей», «умело командует своей группой», а еще «проявляет мужество, отвагу и геройство» — казалось бы, рядовая формулировка, но за ней — реальные и даже кажущиеся неправдоподобными победы. «Несмотря на численное превосходство сил противника, своей группой вступил в бой», «привел группу на свой аэродром без потерь» — так было летом
Свои блестящие победы сам истребитель объяснял так:
Мы не были ни авантюристами, ни сверхгероями, атакуя превосходящего нас врага. Исход воздушного боя зависит не столько от численности противника, сколько от других факторов.
Во-первых , важна внезапность. Есть у летчиков железный закон: ты должен постараться увидеть врага раньше, чем он тебя. (…)Во-вторых , для успеха в бою важны преимущества в высоте и скорости. Заметил противника — набирай высоту, получай свободу маневра, а значит, инициативу в ведении боя, и атакуй.
В апреле 1944 года гвардии капитан Александр Куманичкин стал Героем Советского Союза. К этому времени на счету незаурядного летчика было 18 вражеских самолетов.
В сентябре
Александр мне сразу понравился. — говорил Кожедуб о Куманичкине. — Смелое лицо, добрые карие глаза внушали симпатию и доверие… К тому времени на его личном счету было уже более 20 сбитых самолетов.
Дружба, завязавшаяся между летчиками, продолжалась и после войны. А на заключительном ее этапе летчики неоднократно вылетали «на охоту» вместе.
Так, в феврале
Всего за годы войны гвардии майор Куманичкин совершил 300 боевых вылетов на истребителях
После войны Куманичкин продолжил службу в армии, участвовал в корейской войне. О службе в авиации в годы войны он написал книгу «Чтобы жить…», цитаты из которой приведены в этом материале.
Рассказать друзьям