«Лишь в борьбе я чувствую жизнь. Иначе теряю чувство ее величия…»

08:5626 авг, 2014 3556

Именно так однажды охарактеризовал свое жизненное кредо легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Чкалов, еще при жизни ставший одним из символов своей эпохи. В 2014 году исполнилось 110 лет со дня рождения прославленного аса, чья жизнь трагически оборвалась в 34 года. А сделанные им открытия в области техники пилотирования самолетов и приемов воздушного боя активно используются и сегодня.

Начало дороги в небо

Валерий Чкалов

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в слободе Василево (ныне Чкаловск) Нижегородской губернии в рабочей семье.

Авиацией на всю жизнь «заболел», когда впервые увидел самолет, работая кочегаром на волжском пароходе «Баян».

В 15 лет, ради осуществления своей мечты, добровольно вступил в Красную Армию и был принят учеником слесаря-сборщика в авиационный парк в Нижнем Новгороде. Через два года его направляют в Егорьевскую теоретическую школу авиации, а затем — в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Здесь в 1923 году он совершает на самолете «Авро» свой первый самостоятельный полет. Позже, продемонстрировав необычайную напористость в обучении и недюжинные способности к высшему пилотажу, Валерий Чкалов успешно оканчивает Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа, и Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

Между взлетами и падениями

В 1924 году Валерий Чкалов направляется для прохождения службы в 1-ю Краснознаменную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова в Ленинграде. Его дерзость и стремление к новизне никак не вписывались в существующие каноны авиации, а самостоятельность в стремлении «выжать» из машины все, что она может, далеко не всегда поощрялась начальством.

По некоторым сведениям, уже через неделю после прибытия в эскадрилью за выполнение «нештатных» фигур высшего пилотажа на видавшем виды «Ньюпоре» Чкалов впервые оказался на гарнизонной гауптвахте.

Именно к этому периоду его службы относится и овеянный легендами пролет Валерия Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде, за который он «схлопотал» 15 суток ареста. А ведь были еще и полеты вниз головой, и эксперименты с мертвыми петлями, и пролет боком между двумя деревьями, за которые неудержимого Чкалова периодически отправляли на гауптвахту и отстраняли от полетов…

Валерий Чкалов с семьей

Но при всем этом командование понимало, что таких летчиков от Бога надо еще поискать.
Однако в 1928 году, когда Валерий Чкалов проходил службу Брянске, произошедшая с его участием авиационная авария едва не поставила крест на дальнейшей карьере летчика.

Приговором военного трибунала он был осужден на один год лишения свободы и уволен из рядов Красной армии.

И лишь ходатайство симпатизировавших Чкалову высоких военачальников помогло менее чем через месяц заменить этот срок на условный.
И все-таки Чкалов не был бы самим собой, если бы в этот тяжелый для себя период позволил себе дать слабину и сломаться.
После случившегося Валерий Чкалов возвратился в Ленинград, где у него оставалась семья — жена Ольга и сын Игорь, и продолжил свою деятельность в Ленинградском Осоавиахиме в качестве руководителя школы планеристов и летчика-инструктора. Небо по-прежнему оставалось для Чкалова его главной стихией.

Годы триумфа

В ноябре 1930 года Валерия Чкалова восстанавливают в воинском звании и направляют для прохождения службы в Научно-исследовательский институт ВВС РККА, где только за два года он освоил 30 типов самолетов и совершил более 800 испытательных полетов.
Позже, в 1933 году он продолжил карьеру летчика-испытателя на Московском авиационном заводе, испытывая новейшие образцы истребительной и бомбардировочной авиации.

И уже в 1935 году вместе с авиаконструктором Николем Поликарповым за создание лучших самолётов-истребителей Валерий Чкалов награждается высшей наградой страны — орденом Ленина.


Но главная слава Чкалова ждала еще впереди. 20 июля 1936 года экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова на самолете АНТ-25 совершает рекордный по протяженности маршрута беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток.

Преодолев за 56 часов расстояние в 9 374 километра после приземления в крайне сложных метеоусловиях на песчаной косе острова Удд, экипаж во главе с Чкаловым становится в прямом и переносном смысле этого слова национальными героями.

За этот перелет летчики были удостоены звания Героя Советского Союза. Кстати, Золотая Звезда Героя была вручена детям Чкалова лишь в 2004 году, поскольку сама медаль была учреждена в 1939 году, уже после его гибели.

Байдуков, Беляков, Чкалов и Трояновский (посол СССР в США) в Белом доме

Но, одержимый идеей первого беспосадочного перелета через Северный полюс в Америку, Валерий Чкалов со своими товарищами добивается разрешения на этот исторический полет, который состоялся 18 июня 1937 года. И 20 июня, проведя в воздухе более 63-х часов и пролетев 8582 км, экипаж Чкалова приземлился в американском городе Ванкувер.

Рассказывают, что когда летчиков АНТ-25 пригласили в Белый дом, то прикованный к инвалидной коляске президент США Рузвельт попросил свое окружение помочь ему подняться на ноги.

Для того чтобы стоя пожать руку Валерию Чкалову за его мужество.
И, действительно, этот полет был сопряжен со многими трудностями и опасностями. Экипажу пришлось испытать сильное кислородное голодание, когда, вместе со штурвалом, кислородная маска переходила от одного члена экипажа к другому. Кроме того, в полете возникли неполадки в системе водяного охлаждения мотора, что грозило самолету и летчикам непредсказуемыми последствиями. Но, не потеряв самообладание и смекалку даже в столь критической ситуации, экипаж дотянул до конечной точки маршрута.
А ведь предпринятая двумя месяцами спустя попытка экипажа Сигизмунда Леваневского пролететь тем же маршрутом закончилась трагически. Самолет бесследно исчез в бескрайних просторах Арктики…
За тот полет экипаж Валерия Чкалова был награжден орденами Красного Знамени, а сам он достиг вершины своей славы.

Прерванный полет

Встреча Чкалова

Казалось, он давно уже превратился в баловня судьбы. С учетом выдающихся заслуг Чкалову в 1937 году было присвоено внеочередное воинское звание полковника, а в феврале 1938 года — комбрига.

Личное знакомство со Сталиным, который, помимо личной машины, подарил Чкалову и личный самолет По-2, сулило новые жизненные горизонты.

Правда, от неожиданного для себя предложения Сталина возглавить Наркомат внутренних дел, Чкалов все-таки отказался, решив не изменять летному призванию. Всемирная известность и всенародная любовь от него уже никуда не могли уйти, а в 34 года жизнь обещала быть долгой. Его именем назывались населенные пункты, улицы и аэроклубы. В семье Чкаловых подрастали уже двое детей и ожидалось рождение третьего.
…Все оборвалось 15 декабря 1938 года, когда отозванный из отпуска Валерий Чкалов отправился в свой последний испытательный полет на новом истребителе И-180. В ходе пилотирования самолета, в котором двумя неделями ранее было выявлено 190 (!) дефектов, у машины при заходе на посадку отказал двигатель.

Чтобы не приземлиться на располагавшиеся впереди жилые бараки, Чкалову пришлось отвернуть в сторону. Дальше произошло непоправимое.

Самолет задел за столб высоковольтной линии электропередачи, а Чкалов, выпав из кабины, ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую конструкцию и через 2 часа скончался в Боткинской больнице.
Существует немало версий относительно обстоятельств и причин, повлекших гибель прославленного аса. Но это — тема для отдельного разговора.

Наследие Чкалова

Эскадрилья "Валерий Чкалов"


Эскадрилья «Валерий Чкалов»

Человек исключительно яркой и неординарной судьбы, Валерий Чкалов оставил после себя не просто славу и память. Его наследие является достоянием нынешних поколений военных летчиков.

Им лично было разработано и выполнено 15 фигур высшего пилотажа, среди которых — восходящий штопор, замедленная управляемая бочка. Фактически Чкалов явился основоположником тактики истребительной авиации, которая не потеряла своей актуальности и сегодня.

Еще задолго до начала Великой Отечественной войны он разработал методику боя на низких высотах, внедрил в практику военного пилотажа такой прием, как атака с перевернутого самолета.

Много лет спустя его дочь, названная в честь отца Валерией, напишет в своей биографической книге о Чкалове: «…Все эксперименты, которые проводил Чкалов в воздухе, все его новшества и изобретения подчинялись одной цели: повысить до совершенства боевую подготовку летчика, подготовить его к положительному исходу в предстоящих воздушных боях».
И прошедшие со дня гибели Валерия Чкалова десятилетия подтвердили, что все, сделанное им за такую короткую жизнь, оказалось не зря.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Похожие статьи

Еще
Неверно введен email
Подписка оформлена