«Лавка» Семена Лавочкина: от фанеры до космоса

04:2711 сент, 2014 3875

Автор одного из лучших советских истребителей Великой Отечественной, Семен Лавочкин немало сделал и для развития управляемого ракетного оружия после войны. А его конструкторская школа уже полсотни лет как вышла в космос.

Будущий создатель известнейших советских истребителей Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в семье смоленских евреев, и был он не Семеном Алексеевичем, а Симоном Алтеровичем. Его карьера была совершенно типична для ровесника века: сначала городское училище и гимназия, а потом — фронты Гражданской войны.

В конце 1920 года Лавочкин демобилизовался из РККА и был направлен на учебу. В 1927 году окончил МВТУ («бауманку»), по специальности прочнист-расчетчик. Преддипломную практику проходил в КБ А.Н.Туполева, далее несколько лет работал на разных направлениях в авиастроении, в частности, все в том же туполевском ЦКБ-29 в бригаде В.А.Чижевского, потом в Главном управлении авиапромышленности наркомата обороны.

Самолет ЛаГГ-3
Самолет ЛаГГ-3

В 1939 году перешел в ОКБ-301 (КБ при авиазаводе № 301 в подмосковных Химках). Ему, вместе с В.П.Горбуновым и М.И.Гудковым, задачей было поставлено спроектировать современный истребитель, который не требовал бы дефицитных материалов при развертывании массового производства.

Именно на этой машине впервые в отечественном авиастроении была внедрена в качестве конструкционного материала легкая и прочная «дельта-древесина» (бакелитовая фанера) — многослойный деревянный шпон, пропитанный под давлением феноформальдегидной смолой.

Семен Лавочкин
Семен Лавочкин

Цельнодеревянный истребитель получил шифр И-22, потом ЛаГГ-1 («Лавочкин, Горбунов, Гудков») и потом, после доработок, ЛаГГ-3.

Это был знаменитый «рояль», один из заслуженных истребителей первого периода войны, вытянувший вместе с Як-1, МиГ-3 и И-16 всю тяжесть первых боев с люфтваффе.

Их было построено около 6,5 тыс. единиц.

Но подлинный триумф был впереди. ОКБ-301 переходит к постройке истребителей с двигателями воздушного охлаждения — и на фронт пошли Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. На этих машинах воевали такие советские асы, как Иван Кожедуб, Амет-хан Султан, Владимир Лавриненков, Михаил Твеленев.

На Ла-5 вернулся в авиацию после ампутации обеих ног Алексей Маресьев, прототип героя «Повести о настоящем человеке».

После войны серия этих самолетов продолжилась: Ла-9, а потом Ла-11 производились до самого излета поршневой авиации в 1951 году. Параллельно КБ Лавочкина переключилось на реактивную авиацию: оно дало ВВС серийный Ла-15 (235 выпущенных единиц) и массу опытных образцов, в частности Ла-160 — первый отечественный реактивный истребитель со стреловидным крылом.

Сборочный цех горьковского авиазавода №21, 1943 год. На конвейере истребители Ла-5Ф
Сборочный цех горьковского авиазавода № 21, 1943 год. На конвейере истребители Ла-5Ф

В начале 1950-х коллектив Лавочкина переключился на новое перспективное направление: разработку ракет.

Советский Союз пытался выровнять превосходство США в стратегической авиации и заполучить средство, способное «достать» Северную Америку в соседнем полушарии. Так появился проект «Буря»: первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая крылатая ракета межконтинентальной (до 8500 км) дальности, способная нести ядерный заряд.

На этой ракете был освоен целый ряд прорывных для того времени технологий — например, титановые сплавы, астронавигация в полете или сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель.

Одновременно с этим требовалась и защита своих небес. Зенитные ракеты В-300, разработанные под руководством Лавочкина, вошли в состав зенитно-ракетной системы С-25 «Беркут», прикрывшей Москву от возможных налетов американской авиации.

Ракеты В-300 на стартовых позициях
Ракеты В-300 на стартовых позициях

Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался 9 июня 1960 года от сердечного приступа прямо на казахстанском полигоне средств ПВО/ПРО Сары-Шаган, где в этот момент испытывалась его последняя разработка — дальнобойная система ПВО «Даль».

После смерти Лавочкина его «лавка» сначала работала в кооперации В.Н.Челомея над тематикой морских ракет, а с 1965 года была передана в Министерство общего машиностроения — на космическую тематику.

С тех пор химкинское предприятие (с 1971 года — «НПО им. С.А.Лавочкина«) — одно из ведущих в стране по созданию космических аппаратов и спутников.

В его послужном списке — автоматические станции серий «Луна» и «Венера», автоматы «Фобос», «Вега-1» и «Вега-2», аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2», космические обсерватории «Астрон» и «Гранат», разгонный блок «Фрегат».

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена