«К-27»: 12238 миль под водой

18:1721 Apr, 2015 3977

21 апреля 1964 года атомоход «К-27» отправился в Центральную Атлантику. Экипажу подлодки предстояло испытать новый тип ядерного реактора. Об уникальном плавании уникальной подлодки — в нашем материале.

30 октября 1963 года правительственная комиссия подписала акт о принятии в состав Военно-морского флота СССР атомной подлодки «К-27». Внешне она практически не отличалась от серийных субмарин первого поколения проекта 627 «Кит», даже классификация НАТО причислила судно к тому же типу «November». Тем не менее, «К-27» была уникальной подводной лодкой, принципиально отличавшейся от других атомоходов.

«К-27» стала первой (и единственной) советской АПЛ проекта 645 с паропроизводящей установкой и жидким металлом в качестве теплоносителя. В ходе испытаний за 528 ходовых часов подлодка прошла около шести тысяч миль, из которых почти три с половиной тысячи — в подводном положении, и энергетическая установка работала без сбоев. Оставалось проверить возможности корабля в длительном автономном плавании.

Предстояло испытать уникальный реактор на просторах экваториальной Атлантики — самого перспективного в условиях холодной войны района. Задачи перед экипажем стояли в основном научные — проверить, как работает главная энергетическая установка, другие системы, механизмы и оборудование на различных глубинах, в различных режимах, с учетом температуры забортной воды и гидрологии. От успеха испытаний зависели перспективы не только дальнейшего использования нового типа реактора, но и несения боевой службы в Центральной Атлантике другими атомными подлодками.

Руководителем похода стал председатель правительственной комиссии вице-адмирал, Герой Советского Союза Георгий Холостяков. Экипаж усилили и другими внештатными специалистами: контр-адмиралом Иваном Дорофеевым и другими представителями флота, а также главным конструктором «К-27» Александром Назаровым и отвечавшим за сдачу в эксплуатацию энергетической установки конструктором Геннадием Морозкиным.

21 апреля 1964 года АПЛ «К-27» под командованием капитана 2-го ранга Ивана Гуляева отправилась в большое плавание — через Арктику в Атлантический океан. По мере движения к теплым широтам проводились испытания главной энергетической установки, но основная работа предстояла впереди. Как будет работать ядерный реактор в экваториальных водах Атлантики?

12 мая подлодка пересекла Северный тропик, а уже 17 мая достигла экваториальных вод. Начались двухдневные напряженные испытания техники. Температура воды за бортом составляла +27 градусов, и системы охлаждения реактора работали на полную мощность. Условия были, мягко сказать, экстремальными — температура в реакторном и турбогенераторных отсеках достигала 60−70 градусов!

Остальные отсеки при этом прогревались до +45, а влажность доходила до 100%. Техника и экипаж работали на пределе возможностей.

Не обошлось и без внештатных ситуаций — за время похода экипажу удалось без всплытия устранить две неисправности оборудования.

Выполнив поставленные задачи, атомоход повернул на базу. 11 июня 1964 года, за день до окончания плавания, командир корабля получил радиограмму от Главкома ВМФ Советского Союза Сергея Горшкова: «Холостякову, Гуляеву. Поздравляю вас, личный состав ПЛ и всех участников похода с успешным окончанием плавания в экваториальную часть Атлантики. Ваша работа, результаты плавания являются важной вехой для дальнейшего совершенствования подводного атомного судостроения… Горшков».

Первый экипаж АПЛ «К-27»
Первый экипаж АПЛ «К-27»

Поход завершился 12 июня 1964 года, спустя 1240 ходовых часов, или 51 день после начала. Это было уникальное плавание уникальной подлодки: «К-27» преодолела расстояние в 12425 миль, из которых 12238 — под водой. И несмотря на то, что дальнейшая судьба «К-27» сложилась трагично, именно этой АПЛ был установлен мировой рекорд того времени по дальности автономного похода и длительности подводного плавания.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена