Специальная авиация

Як-25. Разведчики

Як-25. Разведчики

00:0003 Apr, 2015 11950

Задания по созданию тактического разведчика и перехватчика на одной платформе, в дальнейшем получившей индекс «Як-25», были даны ОКБ Яковлева одновременно, в постановлении Совета министров СССР в августе 1951 года.

Разведчик получил внутренний индекс КБ «125». Создание прототипа на основе перехватчика «120» не заняло много времени, особенно учитывая то, что на начальном этапе испытания проходили без большей части специфичного для разведчика оборудования. Первый полет «125» совершил в июле 1952-го. Сильно затянулась поставка автопилота и исправление ряда недостатков, и на государственный испытания машина была передана только в декабре 1953 года.

По результатам испытаний военных не устроила оставшаяся от перехватчика компоновка — оператор сидел за летчиком, а в носовом обтекателе вместо радиолокационной станции размещалась фотоаппаратура. При этом у оператора для наблюдения земли было только небольшое смотровое окно в полу кабины, и обзор был совершенно недостаточным.

Разведчик «125»

Разведчик «125». Фото: airwar.ru

По замечаниям заказчика, размещение экипажа было изменено, рабочее место оператора было перенесено в нос самолета — в кабину с панорамным остеклением и хорошим обзором. В 1957 году на авиазаводе № 292 в Саратове, вместе с последними перехватчиками Як-25М, была выпущена небольшая серия из 10 самолетов Як-25Р. Малый объем серии объясняется тем, что в тот момент уже велись работы над тактическим разведчиком на базе Як-27. Все Як-25Р поступили в одну из эскадрилий 47-го гвардейского разведывательного авиаполка в Мигалово (Тверь), где заменили Ил-28Р. Служба продлилась недолго, в 1960 году они были заменены на Як-27Р.

Для авиации ВМФ СССР в 1954 году начались работы над морским разведчиком. Прототип Як-25 МР вышел на испытания в 1955-м. Самолет был схож по компоновке с перехватчиком. В носу размещалась система радиолокационной разведки СПРС-1 «Курс», комплект фотоаппаратуры. Из-за проблем с доводкой СПРС-1 в серию не пошел.

Як-25Р и Як-25МР оснащались, кроме разведывательного оборудования, одной пушкой, на Як-25Р — Н-23, на Як-25МР — Н-37Л.

Як-25РВ

Як-25РВ. Изображение: airwar.ru

Наиболее интересной и необычной из модификацией Як-25, которую можно условно отнести к разведывательным, стал Як-25РВ. Разработка высотного многоцелевого самолета началась в 1958 году по особо секретному заданию правительства, ставшему реакцией на начало полетов над СССР американских разведчиков U-2. Планировалось создать на основе Як-25 самолет с практическим потолком не менее 20 км, оснащенный разведывательной аппаратурой и вооруженный пушкой. Предполагалось использовать самолет в том числе и в качестве учебной цели, для тренировки летчиков и операторов наведения ПВО.

Як-25РВ значительно отличался от оригинала. Вместо стреловидного крыла было применено прямое, со значительно большим размахом. Двигатели АМ-25 были заменены на высотные Р-11В-300. Экипаж сократился до одного человека, летчик выполнял полет в скафандре.

Прототип начал полеты в 1959 году, а с 1961-го пошел в серийное производство. До окончания производства в 1965 году было выпущено 155 самолетов — очень большая серия для столь необычной машины. Примерно половина из них была выпущена в варианте опциональнопилотируемой радиоуправляемой мишени.

Несмотря на начальные планы использовать Як-25РВ и как разведчика, и как самолета для борьбы с аэростатами, на серийных самолетах не устанавливалось ни разведоборудование, ни пушка. Як-25РВ использовались только для тренировки ПВО и служили в этом качестве вплоть до первой половины 70-х. Единственный сохранившийся Як-25РВ находится в Музее Военно-воздушных сил в Монино.

Разведчик Як-25РВ в Центральном музее ВВС России, Монино

Разведчик Як-25РВ в Центральном музее ВВС России, Монино. Фото: Maarten

На базе Як-25РВ был создан разведчик радиационной обстановки Як-25РР. Як-25РР был оснащен гондолами для отбора проб воздуха. Один самолет — прототип — был построен «с нуля», еще неустановленное, но небольшое количество было переоборудовано из серийных Як-25РВ. Самолеты активно использовались в ходе ядерных испытаний, а также в разведывательных и научных целях.

Основные летно-технические характеристики (даны для модификации Як-25РВ):

  • Длина самолета — 15,93 м,
  • Размах крыла — 23,5 м,
  • Вес пустого — 6285 кг, максимальный взлетный — 10635 кг,
  • Максимальная скорость — 850 км/ч
  • Потолок — 20500 м,
  • Дальность полета — 2700 км,
  • Длительность полета — 3 ч. 54 мин.,
  • Экипаж — 1 человек,
  • Вооружение самолета: есть место для установки пушки НР-23, которая на серийных машинах отсутствовала.

Еще по теме:
Як-25. Перехватчики
Як-25. Ударные модификации

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена