Штурмовики

Ил-40. Последний классический штурмовик

Ил-40. Последний классический штурмовик

00:0005 Feb, 2015 13899

Штурмовик Ил-2 не нуждается в особом представлении, и заслуги его во время Великой Отечественной трудно переоценить. В самом конце войны в серию пошла его глубоко модернизированная версия — Ил-10. Последний принимал активное участие в корейской войне в 1950–53 годах. Применение в Корее показало, что самолет морально устарел и, несмотря на бронирование, несет большие потери от ставшего более точным зенитного огня и реактивных истребителей. В конце 1951 года ОКБ Ильюшина было выдано техническое задание на разработку нового двухместного реактивного штурмовика. 7 марта 1953-го прототип Ил-40 совершил первый полет.

Самолет представлял собой двухдвигательный низкоплан с двигателями, расположенными в основании стреловидного крыла. Экипаж из двух человек размещался в хорошо защищенном бронекорпусе. Общая масса брони приближалась к двум тоннам. В носовой части размещалось основное пушечное вооружение, защиту задней полусферы обеспечивала дистанционно управляемая из кабины хвостовая пушечная установка.

Пушки и стали виной серьезных проблем на испытаниях — при стрельбе пороховые газы засасывались воздухозаборниками двигателей и вызывали их остановку. На заре реактивной авиации конструкторы часто совершали ошибки, ныне кажущиеся комичными. Похожие сложности были у МиГ-9 — он так и поступил в войска с периодически глохнущими при стрельбе двигателями. К чести конструкторов Ил-40 надо отметить, что «работу над ошибками» они провели — сначала перепроектировали систему отвода газов, а потом, решив не ограничиваться полумерами, несколько изменили компоновку: воздухозаборники продлили до носа самолета, а пушечную установку перевели на днище. Избавленный от «детской болезни» самолет получил индекс Ил-40П и совершил первый полет 14 февраля 1955 года. В конце 55-го новая машина прошла государственные испытания. Началось развертывание серийного производства, первая партия должна была составить 40 машин. Однако 13 апреля 1956 года последовало постановление правительства СССР о сворачивании серийного производства Ил-40. 20 апреля приказом министра обороны в ВВС СССР была расформирована штурмовая авиация. Функцию поддержки войск передали недавно созданной истребительно-бомбардировочной. Задел по Ил-40, включая 5 готовых серийных машин, было предписано уничтожить…

Это и другие подобные решения принято ругать, но стоит признать, что их критика в основном основана на «послезнании». Несомненно, Ил-40 прекрасно показал бы себя в локальных конфликтах — например, арабо-израильских войнах, — но не стоит забывать, что СССР в первую очередь готовился к потенциальной полномасштабной войне с США и НАТО (с той стороны был аналогичных подход и схожие решения). Тогда считалось абсолютно очевидным, что такая война будет сопровождаться массовым применением ядерного оружия, включая тактическое, в огромных количествах. В такой ситуации задачу, которая может оказаться не по зубам эскадрилье, а то и полку штурмовиков, можно поручить одному скоростному, снаряженному ядерным боеприпасом, истребителю-бомбардировщику. Отсутствие брони на нем с лихвой компенсируется тем, что поразить зенитной артиллерией около- или сверхзвуковую цель крайне трудно, а до массового внедрения мобильных ЗРК было еще далеко. Ввиду этого стоит признать, что, смотря из логики того времени, отказ от штурмовой авиации был логичен и оправдан. Столь же неизбежным оказалось и ее возвращение, когда стало ясно, что Третья мировая откладывается и необязательно может сразу стать ядерной, а для непосредственной поддержки войск истребители-бомбардировщики не годятся.

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 17,22 м
  • Размах крыла — 16 м (Ил-40), 17 м (Ил-40П)
  • Вес взлетный нормальный — 16,260 кг (Ил-40) 16,600 кг (Ил-40П), максимальный — 17,275 кг (Ил-40) 17,600 кг (Ил-40П), боевой нагрузки (перегруз.) — 1,000 кг (Ил-40) 1,400 кг (Ил-40П)
  • Максимальная скорость — 958 км/ч (Ил-40), 993 км/ч (Ил-40П)
  • Потолок — 11,600 м.
  • Перегоночная дальность полета (с ПТБ) — 1320 км (Ил-40), 1300 км (Ил-40П)

Вооружение самолета: четыре 23 мм пушки AM-23, стреляющие вперед (на Ил-40П предполагалось сделать пушечную установку отклоняемой вниз от оси полета до 25 градусов), одна пушка АМ-23 в кормовой оборонительной установке. Бомбы калибра до 500 кг и неуправляемые ракеты общей массой до 1,000 кг (Ил-40); 1,400 кг (Ил-40П).

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена