Х-15 — аэробаллистическая гиперзвуковая ракета с термоядерной боевой частью. Предназначена для оснащения стратегических и дальних бомбардировщиков — Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160.
В 1972 году на вооружение стратегической авиации ВВС США поступила высокоскоростная малогабаритная твердотопливная ракета малой дальности AGM-69 SRAM с термоядерной боевой частью. При полете по наиболее оптимальной высотной траектории AGM-69 достигала максимальной скорости М=3,2 и дальности полета порядка 180 км. Важным достоинством были малые размеры, позволявшие оснастить бомбардировщик значительно большим количеством ракет, чем ранее (например, на B-52 — до 20). AGM-69 стала реакцией на усиление ПВО СССР.
Ее характеристики произвели впечатление на отечественных военных и с начала 70-х в МКБ «Радуга» велась разработка отечественного аналога. В 1978 году были изготовлены первые опытные экземпляры «изделия 115». Испытания проводились на доработанных Ту-22М. В 1986 году ракета начала поступать в строевые части, а с 1988-го была официально принята на вооружение под индексом Х-15.
В строевых частях до распада СССР ракету успели освоить только несколько полков дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Массовому производству помешали как экономические проблемы и общее снижение международной напряженности, так и более не удовлетворявшая требованиям военных дальность, не позволявшая уверенно действовать за пределами зоны ПВО противника.
Ракеты Х-15 в отсеке Ту-22М3. Фото: militaryrussia.ru
Х-15 — аэробаллистическая гиперзвуковая ракета. После пуска с бомбардировщика набирает высоту более 40 км и затем по траектории близкой к баллистической пикирует на цель, развивая скорость до М=5.
Ракета Х-15 оснащена инерциальной навигационной системой, обеспечивающей попадание в цель по введенным координатам с приемлемой для поражения ее термоядерной боевой частью точностью. По ряду источников, КВО на максимальной дальности можно оценить в более чем километр.
Основными носителями Х-15 в ВВС России были Ту-22М3, способные нести до 6 ракет на размещаемой во внутреннем отсеке барабанной установке и еще до 4 ракет на подкрыльевых пилонах. Ту-160 мог оснащаться четырьмя барабанными установками в двух внутренних отсеках с общим боекомплектом в 24 ракеты, но на практике Ту-160 для несения Х-15 не использовались.
Одной из основных задач было обеспечение преодоления ПВО противника группами самолетов стратегической авиации путем поражения как стационарных, заведомо известных объектов, так и оперативного уничтожения объектов, обнаруженных в ходе полета — например, зенитно-ракетных комплексов. При воздушном подрыве боевой части мощностью 350 тысяч тонн в тротиловом эквиваленте точность попадания для выведения из строя ЗРК не играла значительной роли, а высокая скорость ракеты делала практически невозможным ее перехват и позволяла уничтожить ЗРК до того, как те атакуют бомбардировщики прорывающейся группы (время полета на дальность 200 км около 180−200 сек.).
Изображение: militaryrussia.ru
На базе Х-15 были разработаны версии с обычными боевыми частями — противорадиолокационная Х-15П с пассивной ГСН, наводимой на излучения радиолокаторов, и противокорабельная Х-15С с активной радиолокационной ГСН. Предлагались на экспорт в начале 90-х годов, серийно не производились.
В ВВС России Х-15 начали постепенно снимать с вооружения в начале 2000-х, ввиду прекращения серийного производства ракет и с окончанием гарантийного срока хранения компонентов твердого топлива на ранее выпущенных.
Основные характеристики
- Дальность стрельбы — 300 км
- Стартовая масса — 1197 кг
- Габариты, мм:
— длина 4780
— диаметр 455
— размах оперения 920
- Максимальная скорость полета ракеты — до М=5
- Боевая часть — термоядерная (350 кТ); на Х-15П/С — фугасная, массой 150 кг.
Рассказать друзьям