Многоцелевые атомные лодки

Атомная подводная лодка К-27 проекта 645 (ЖМТ, «Жидкий металл»)

Атомная подводная лодка К-27 проекта 645 (ЖМТ, «Жидкий металл»)

10:2422 Oct, 2014 12424

Опытная атомная лодка первого поколения, чьи реакторы имели жидкометаллический теплоноситель (сплав «свинец-висмут»).

22 октября 1955 года вышло совместное постановление ЦК и Совмина о начале разработки опытной атомной торпедной субмарины по проекту 645 с двухреакторной паропроизводящей установкой на основе жидкометаллического теплоносителя.

Проект 645 представлял собой корпус лодки проекта 627 «Кит», у которой водо-водяные атомные реакторы были заменены на реакторы с жидкометаллическим теплоносителем. Вместо нагретого пара для отвода тепла от активной зоны использовался жидкий сплав свинца и висмута (температура плавления 125 градусов Цельсия). Это позволяло отбирать значительно больше тепла, повысить КПД силовой установки и снизить ее массу.

Лодка К-27 оказалась второй в мире с металлическим теплоносителем. Первой был американский Seawolf. Но американцы применили в первом контуре более легкоплавкий натрий, и намучились с ним так, что через полтора года вообще убрали реактор и заменили стандартным водо-водяным. Советский выбор теплоносителя (пара металлов свинец-висмут) оказался гораздо лучше.

Подводная лодка К-27

Подводное водоизмещение лодки 4370 тонн, полная скорость подводного хода 30 узлов, предельная глубина погружения 300 метров. Вооружение: восемь 533-мм торпедных аппаратов в носу, боезапас 20 торпед. Энергоустановка атомная, два реактора типа РМ-1 мощностью по 73 МВт.

Лодка вошла в состав флота 30 октября 1963 года. Уже весной следующего, 1964 года, она поставила рекорд по длительности автономного плавания — 52 суток.

Проект 645 получился неоднозначным. Силовая установка действительно была на высочайшем уровне, и моряки по достоинству оценили ее компактность и мощность. Но эксплуатация этой техники оказалась очень сложна.

Первый контур реактора, в котором циркулировал жидкий металл, нужно было поддерживать в нагретом состоянии постоянно (в т. ч. на базе, у пирса), любые течи с застыванием металла приводили установку в негодность. В довершении всего, в дело вмешалась атомная физика: под действием нейтронного поля реактора висмут начинал постепенно превращаться в радиоактивный полоний-210, что создавало опасность для экипажа при малейшей разгерметизации и усложняло обслуживание установки в базе.

Подводная лодка К-27

24 мая 1968 года во время автономного плавания лодки в Баренцевом море нарушился теплоотвод от реактора левого борта с выбросом радиоактивных газов. Реактор заглушили, но значительная часть топливных сборок была разрушена высокой температурой. На лодке резко поднялся радиационный фон и она срочно вернулась в базу.

По итогам аварии, жертвами которой стали девять человек, лодка была выведена из боевого состава, по возможности дезактивирована и законсервирована в отстое. В 1981 году реакторный отсек лодки, продолжавший «фонить», залили 270 тоннами битума, а саму лодку отбуксировали к побережью Новой Земли и там 10 сентября 1981 года затопили.

К-27 не повезло, но следующее поколение лодочных реакторов на жидком металле оказалось более удачным. Так получился проект 705 «Лира»: мощная компактная лодка-охотник с высочайшей подводной скоростью (41 узел). Семь лодок, построенных по этому проекту, служили в составе советского флота до начала 1990-х годов.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена