Проект «СССР-2061» — это ряд художественных и литературных конкурсов, посвященных будущему, до которого хочется дожить, — именно так звучит его основная миссия. В большинстве случаев это будущее светлое и почти всегда масштабное, считают авторы проекта. С одним из них — иллюстратором Александром Овчаренко, в сети известным как Аrchy13, — нам удалось пообщаться и узнать, что же это за будущее, и для кого оно предназначено.
Мы встретились в небольшом кафе на Алексеевской. Александр сразу перешел к делу: «Я готов. Задавайте ваши вопросы. Жаль, не получилось встретиться на ВДНХ, хотелось бы показать вам нашу выставку, которая сейчас идет в павильоне „Космос“. Но у них там сегодня
— Александр, расскажите, как возникла идея проекта
— Идея возникла в
— Почему «будущее, до которого хочется дожить», как говорится в вашем презентационном ролике, связано с СССР?
— В СССР был совершенно определенный образ светлого будущего. Была своя концепция развития. Уверенность в завтрашнем дне.
Девиз нашего проекта — «Будущее, до которого хочется дожить» — означает не просто
какие-то отвлеченные фантазии на тему «как правильно готовить крыс в постапокалиптических подвалах», а нечто такое, до чего бы на самом деле хотелось дожить.
— Почему вас так привлекла именно космическая тематика? Неужели в других областях светлого будущего нет?
— Понимаете, космос — в
Космос — это как обладание подлинником Ван Гога для олигарха. Естественно, это не главное из того, что у него есть, но это четкий показатель того, что он пришел к успеху.
Так и с космосом. Если у нас есть действительно хорошее, светлое будущее — качественное, до которого нам хочется дожить, — то космоса мы не избежим.
— Ваш проект состоит из серии разных конкурсов: это и иллюстрации на тему «светлого советского будущего», и разработки
— Всего у нас их было четыре — три художественных и один литературный. Первый конкурс был в 2011 году — в принципе, тогда у нас даже не было
Второй конкурс запустился примерно через полгода, он назывался «Каменный пояс». Конкурс был посвящен таким будничным работам в космосе: всяким добытчикам,
Затем у нас был третий конкурс, в котором мы предложили автодизайнерам разработать автомобиль для бездорожья, для освоения дальних районов нашей необъятной Родины — куда ездить надо, а дороги прокладывать дорого и ни к чему. В нашей стране таких районов, наверное, процентов 95 от общей территории. Там было достаточно серьезное и четкое техзадание: модульная конструкция, пластиковый кузов,
Например, вот — смотрите, какая великолепная «Буханка».
Это у нас такой условный «УАЗик из будущего». На мой взгляд, это великолепная работа, как по степени проработки, так и по соответствию концепции проекта. Автор этой работы — Рустам Шакисламов из Уфы, в сети известный как 600V, получил первое место. Но это не единственная крутая машина — вот еще одно первое место, эта работа нарисована уже руками.
Еще мы запустили литературный конкурс, который, надо признаться, дался нам весьма тяжело. Если в предыдущих конкурсах было не больше сотни изображений, то тут нам прислали около 600 рассказов. И было очень непросто просеять весь этот объем. Но из этих тонн руды мы
Сейчас мы проводим пятый конкурс под названием «Девушка с Земли». Он с космосом уже никак не связан, он у нас вполне себе земной, но я думаю, все равно будут сплошные девушки в скафандрах.
— Что означает термин «подлинная свобода», о котором говорится в вашем ролике?
— Подлинная свобода означает доподлинно осознанную необходимость, разумеется. В контексте данного проекта это означает возможность заниматься тем, чем действительно хочется заниматься.
Потому что в настоящий момент подавляющему большинству из нас приходится заниматься не тем, чем хочется, а тем, что кормит. Хочется сделать окружающий мир немножко комфортнее с точки зрения занятий.
— Какая изначальная цель была у проекта
— Изначально цель была получить некое количество художественного контента, произведений, и актуализировать тему светлого будущего как хоть
— Современных? Сложно сказать…
— Вот об этом и речь. После
— А что тогда хорошо
— А хорошо, когда люди видят в своем будущем — своем, собственном, персональном, на
Когда нас произвели на свет наши родители, у них была в принципе, вполне проработанная концепция. А сейчас что? Кредит подороже, айфон потоньше? Разве этого вы хотите для своих детей?
Так вот наш проект можно считать такой «визуализацией коллективных желаний».
— Среди конкурсных работ встречается множество изображений красивых девушек, настоящих
— А разве это плохо? Мы же не навязываем нашим авторам ничего, кроме базовой концепции: покажите то будущее, до которого вы хотите дожить. И все. А люди уже сами рисуют или описывают то, что они себе представляют, скажем так, приятным и перспективным. Другое дело, что сегодня наши художники находятся под довольно серьезным влиянием
— Существует ли
— Нет, работы выполнены в разных стилях, тут нет ограничений. На первом конкурсе у нас не было существенного отбора, единственным условием было соответствие заданной тематике. Ни техника, ни исполнение не являлись причиной для отсева. Не прошла только одна работа — это были просто нарисованные в «пэйнте» прямоугольные
— Кого среди ваших авторов больше — профессионалов или любителей?
— На самом деле очень
— Что получают победители? Какими призами вы их награждаете?
— В разных конкурсах мы давали разные призы. На этот раз у нас графические планшеты со специальным вводом, с которыми можно пойти на природу и там порисовать. Мне кажется, что это неплохой приз. Я бы от такого не отказался.
— Когда станут известны имена победителей конкурса «Девушка с Земли»?
— Пока у нас идет прием работ. Он продлится до 10 мая, после чего все работы появятся на сайте, и начнется зрительское голосование, которое продолжится в течение недели. После этого будут объявлены победители. Все очень просто. В среднем, на художественный конкурс мы отводим три недели.
— А сколько вашего личного времени тратится на этот проект ежедневно, если не секрет?
— В среднем, я уделяю ему часа два в день, но это в обычном, будничном режиме. Если у нас
— А как часто у вас бывают выставки и где они проходят? Вы их сами делаете или
— Всего у нас их было чуть больше десятка. Первая выставка была в Таганроге, потом в Москве, затем, кажется, в Казани, в Севастополе, в Иркутске.
Вот прямо сейчас у нас идет выставка на ВДНХ, в павильоне «Космос». Вообще, она у нас стала уже традиционной, она проходит уже, наверное, второй или третий год, на разных площадках — как московских, так и региональных.
Первые выставки мы делали сами, а потом к нам стали обращаться из регионов с предложением провести выставку у них. Они находят помещение, мы пересылаем им работы. Потом работы едут еще
— Это просто выставки или
— Нет, все существует на некоммерческой основе. Это просто выставки. Но мы подписываем с авторами некие лицензионные соглашения, благодаря которым они могут быть спокойны, что их работы не появятся
— А почему бы вам самим не сделать подобный проект с их согласия? Ведь авторам, наверное, было бы приятно видеть, как их творения обретают популярность?
— Мы думали над идеей выпуска футболок с принтами, но это очень сложно в отношении организации процесса. Ведь необходимо будет организовать не только производство и продажу, но и целиком разработать систему авторских отчислений, контролировать ее, а у нас просто нет такой возможности. Некому этим заниматься. Кроме того, не со всеми авторами нам удается поддерживать связь.
— С конкурсом все понятно. Теперь немного о вас. Скажите, а для чего все это нужно лично вам? Ведь это не является вашей основной работой, насколько я понимаю.
— Не является. Изначально мне это было нужно для того, чтобы почувствовать
Хочется
чего-то осмысленного. И вот конкретно этот проект лично мне дает эту осмысленность. Тем более, что у него огромная перспектива, проведение фестивалей, различных мероприятий и так далее.
— Чего бы вам хотелось достичь в итоге? Какие у вас планы на будущее?
— Хотелось бы вывести это все на новый постоянный уровень. Сейчас у нас есть задумка сделать нечто обобщенное, на стыке художества и литературы, этакий концепт, вроде хроник. Есть, например, ростовский
Ну и в идеале, конечно же, провести выставку на Марсе в 2061 году.
Беседовала Елена Болдырева
Рассказать друзьям