Лодки специального назначения

Подводная лодка проекта 1710 «Белуга»

Подводная лодка проекта 1710 «Белуга»

18:0006 Feb, 2015 11430

Подводная лодка-лаборатория, которая помогала создавать боевые субмарины.

Создание многоцелевых подлодок практически невозможно без натурных экспериментов, на которых отрабатываются все новейшие технические решения. США в 1960-х годах имели в своем запасе исследовательскую субмарину «Альбакор», на которой долго проводились исследования в интересах военно-морских сил. В те же годы и наши военные специалисты пришли к пониманию необходимости иметь в составе флота исследовательскую подводную лодку-лабораторию. Главной задачей этой подлодки должны были стать исследования в области гидродинамики, хода, акустики и движителей.

Впервые идея создания подводной лодки-лаборатории, с помощью которой можно было бы проводить эксперименты в разных режимах движения и при использовании разных движителей и средств для уменьшения сопротивления, была предложена конструкторами бюро «Малахит» в 1960 году. Намерения конструкторов получили поддержку флота и Академии наук СССР, и уже в 1962 году были одобрены.

Эта идея легла в основу создания средней опытовой ДЭПЛ проекта 1710 «Белуга». Она предназначалась для проведения натурных испытаний, связанных с новыми способами снижения сопротивления.

Подводная лодка проекта 1710 «Белуга»
Подводная лодка проекта 1710 «Белуга»

Данная подводная лодка должна была стать одной из частей нового комплекса испытательных средств, создаваемых флотом на Черном море для проведения гидродинамических исследований. Внутри планировалось установить большое количество разрабатываемой научно-исследовательской техники.

Помимо изучения поведения в воде новой формы корпуса, проводились опыты с впрыском полимерных растворов для снижения гидродинамического сопротивления.

Подводная лодка проекта 1710 «Белуга»
Подводная лодка проекта 1710 «Белуга»

Из-заспецифических условий эксплуатации подлодки и для получения меньшего водоизмещения и большей подводной скорости корабль проектировали с учетом следующих моментов: исключение использования оружия, малая автономность, ограниченный экипаж с испытателями и ограниченный район плавания.

Во время проектирования предусмотрели возможность переоборудования подлодки для различных видов испытаний, а для ускорения постройки максимально использовали серийное оборудование.

В 1985 году «Адмиралтейские верфи» приступили к строительству. Закладку лодки произвели в октябре 22 октября 1985 года, спуск — 5 октября 1986 года. Достройка происходила на плаву в акватории предприятия с частым использованием плавучего дока. После достройки и проведения швартовных испытаний, в ноябре 1986 года, лодку внутренними водными путями транспортировали в бассейн Черного моря для проведения заводских ходовых испытаний.

Во время ходовых испытаний предприятию потребовалось выполнить огромный объем работы по береговому обеспечению. Итог испытаний и натурных исследований подтвердил ожидаемые снижения гидродинамического сопротивления, ощутимое увеличение скорости хода и положительное влияние полимерных добавок на снижение гидродинамических помех при работе станции (ГАК — гидроакустическая станция) на больших скоростях.

В состав Военно-морского флота подводную лодку приняли 19 декабря 1987 года, тогда же она была принята в 155-ю бригаду подводных лодок, базирующуюся в Балаклаве. Несколько лет на лодке проводились опыты и проверка различной аппаратуры, после чего в 1992 году экспериментальные исследования были прекращены. В 2002 году она была переправлена в Инкерман (Севастополь) и там утилизирована.

Подводная лодка проекта 1710 «Белуга»
Подводная лодка проекта 1710 «Белуга»

Анализы, полученные в результате измерений параметров работы гребного винта, маневренных характеристик лодок и проверки шумности, позволили выработать важные технические решения, которые были рекомендованы для будущих проектов перспективных боевых подводных лодок, одна из которых летом 2014 года вступила в состав флота — «Северодвинск» проекта 885.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена