Лодки специального назначения

Мини-субмарина «Тритон-2»

Мини-субмарина «Тритон-2»

13:5215 Apr, 2015 14140

В 1966 году, одновременно с проектированием и строительством мини-субмарины «Тритон-1М», в стенах конструкторских бюро началась разработка усовершенствованного носителя водолазов — «Тритон-2». Проект получил номер 09080 и был предназначен для тайной транспортировки шести водолазов к месту проведения специальных операций в прибрежных районах.

Если раньше специальные операции заключались в диверсиях против кораблей противника, то в к середине 1960-х на первый план выходят разведка и скрытое слежение за этими кораблями на ограниченных морских театрах, к которым относятся Балтийское и Северное моря, и даже Персидский залив. Там, куда на АПЛ попасть практически невозможно.

Разработка «Тритон-2» велась конструкторским бюро-проектантом буксиров (главный конструктор проекта В.И.Синяков) и заводом «Гатчинский металлист», на котором в 1966 году был построен макетный образец.

В этом же 1966 году все работы по мини-субмарине «Тритон-2» передали в ЦКБ «Волна». По результатам испытания макета начали проводить работу с разработчиками оборудования для «Тритон-2». Были выданы соответствующие частные технические задания: БЭМИ (Минсудпром) в части навигационного комплекса (главный конструктор Ю.К.Николаев); ЦКБ «Винт» (Минсудпром) в части движительно-рулевого комплекса (главный конструктор Н.С.Аврашков); КБ КО (Минхимпром) в части стационарной дыхательной системы (главный конструктор Ю.В.Китаев).

Технический проект 09080 был полностью разработан в 1970-м, а в следующем году вся рабоче-конструкторская документация была передана Ново-Адмиралтейскому заводу. В 1974 году был готов первый опытный образец мини-субмарины.

«Тритон-2» в Кронштадте


«Тритон-2» в Кронштадте. Фото: Витольд Муратов

«Тритон-2» изготовлен из алюминиево-магниевого сплава, а его кабина непроницаема для защиты от забортного давления. Внутри кабины водолазы находились в воде, но благодаря герметизации, не испытывали проблем с давлением.

«Тритон-2» управлялся двумя водолазами, а в корме аппарата находилось еще четыре. Их выход из субмарины осуществлялся через люки в верхней части корпуса. У аппарата имелось несколько непроницаемых для воды мест: пульт управления, приборный отсек между кабинами, аккумуляторная яма и электромоторный отсек в корме.

Всего заводом за 1973−1980 годы было построено 13 мини-субмарин «Тритон-2». Их эксплуатация велась до середины 1990-х, после чего началось массовое списание. Есть вероятность, что несколько мини-субмарин еще остались в боевом составе ВМФ России, ВМС Азербайджана (в/ч № 641 на мысе Зых на окраине Баку) и ВМС Украины (в/чА-1594 в Очакове, предположительно это В-504, В-509 и В-528).

На сегодняшний день известно о двух сохранившихся экземплярах, которые находятся в музеях:

  1. Владивосток. На территории музея Тихоокеанского военно-морского флота (В-489 или В-531).
  2. Кронштадт. На территории Морского Кадетского корпуса (В-499).

«Тритон-2» во Владивостоке


«Тритон-2» во Владивостоке. Фото: Andshel

Тактико-технические данные проекта:

  • Экипаж — 6 человек,
  • Автономность — 12 часов,
  • Длина транспортировщика — 9,5 м,
  • Ширина — 1,9 м,
  • Скорость подводная полным ходом — 5,5 узлов,
  • Дальность плавания подводная — 60 миль (111 км)
  • Водоизмещение — 15,5 тонн (подводное), 5,6 тонн (надводное),
  • Глубина погружения — 40 метров,
  • Имелись радиоэлектронное вооружение, гидроакустическое, навигационное оборудование и система автоматического управления.

Предназначены для патрулирования акватории портов и рейдов, доставки и эвакуации водолазов-разведчиков, минирования причалов, кораблей противника, исследования морского дна.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена