Обзор техники: многоцелевые, незаметные и страшные

06:2431 Mar, 2014 4583

По будням мы делаем для вас описания военной техники и придумываем для нее смешные подписи. То, что вы могли пропустить на прошлой неделе, мы решили выложить в одной статье.

Реактивная многоцелевая граната РМГ

Предлагается на экспорт в Латинскую Америку, входит в состав российской экспозиции выставки FIDAE 2014, идущей сейчас в Чили.

Разработчик ГНПП «Базальт», принята на вооружение в 2001 году. При разработке учтен опыт создания реактивных штурмовых гранат РШГ-1, модификацией которых РМГ и является (гранаты унифицированы по ракетному двигателю и пусковому устройству).

Напомним, что одноразовые РШГ имеют термобарический (объемно-детонирующий) заряд. Опыт применения РШГ показал, что гранате порой требуется большее проникающее действие — например, чтобы пробить железобетонную или кирпичную стенку укрытия или борт легкобронированной техники, после чего уже привести в действие термобарический заряд, чрезвычайно эффективный против живой силы в замкнутых объемах.

В РМГ эту задачу решили. Граната оснащена тандемным зарядом: перед основной «термобарикой» установлена передняя головная часть (ПГЧ) — небольшая кумулятивная головка-лидер.

При попадании в цель ПГЧ срабатывает первой, пробивает преграду, после чего взводится основная боевая часть, которая «заходит» за преграду и подрывается уже внутри. Если преграда прочная и проделанный канал получился узким, то «термобарика» подрывается снаружи, но продукты детонации и ударная волна все равно проходят внутрь через пробоину, поражая живую силу.

Масса гранатомета 8,5 кг, длина 1 метр. Калибр боевой части 105 мм. Максимальная дальность стрельбы до 600 метров, стрельба с полной эффективностью может вестись на дистанции 150−200 метров. Пробиваемость железобетона и кирпича до 500 мм.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У

Третью машину этого типа получили на днях ВВС России.

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения, отечественный АВАКС — дозорный, дежурный самолет, «держащий» воздушную обстановку в районе боевых действий и руководящий действиями авиации. А-50 создавался на базе транспортника Ил-76 с установкой радиолокационной системы (чья антенна над фюзеляжем дала ему кличку «гриб»). Современная версия А-50У имеет полностью обновленное оборудование, переведенное на новую элементную базу.

База, как уже было сказано, — Ил-76, переоборудовавшийся на Таганрогском авиазаводе. Разработчик радиолокационного комплекса «Шмель» — концерн «Вега».

Взлетная масса машины 190 тонн. Максимальная длительность патрулирования без дозаправки — более 9 часов. Двигатели — четыре турбореактивных Д-30КП тягой по 12 тонн. Экипаж: летный — 5 человек, плюс 10−11 человек персонала радиолокационного комплекса.

А-50У отличается от своих предшественников (А-50 и А-50М) полностью новым цифровым комплексом бортового оборудования на современной элементной базе. Значительно снижено энергопотребление, габариты и масса установленной радиоэлектронной аппаратуры за счет перехода на новую элементную базу. Повышена помехозащищенность.

Воздушные цели модернизированный «Шмель» видит на дальности до 650 км, наземные — до 300 км. Сопровождаются одновременно до 300 целей, и одновременно в автоматическом режиме осуществляется наведение нескольких десятков истребителей.

Радиолокационный комплекс получил дополнительные возможности по обнаружению малозаметных целей, в т. ч. идущих на малых высотах. Улучшена работа с целями типа «вертолет», а также обнаружение надводных целей. Установлена новая система спутниковой навигации.

Операторские места получили компактные средства отображения на базе ЖК-дисплеев. В отличие от базового А-50, А-50У получил, наконец, за счет сэкономленного места комнату отдыха для операторов, а также кухню-буфетную.

Самолет радиотехнической разведки Ил-20М

Сегодняшний облет таким самолетом территориальных вод Японии вызвал подъем перехватчиков по тревоге.

Ил-20М — это военный самолет специального назначения на базе пассажирского авиалайнера Ил-18. Платформа Ил-18 оказалась исключительно удачна для создания специальных самолетов, т. к. была экономична и позволяла долго находиться в воздухе. На ее базе делались летающие командные пункты, системы ретрансляции, самолеты разведки и радиоэлектронной борьбы. Мы уже писали про одну из смежных версий, самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП «Порубщик».

Ил-20М, имеющийся в стране в количестве примерно двух десятков штук, предназначен для ведения радиотехнической разведки: разведки параметров радиолокационных средств противника, вскрытия мест их работы и т. п.

Самолет, понятное дело, засекречен чудовищно. Доходит до того, что с используемых машин тщательно удаляют бортовые номера, и самолеты летают «голыми», с одними опознавательными знаками. Специалисты утверждают, что это необходимо для того, чтобы ввести в заблуждение противника о характере полетного задания: дело в том, что почти каждый Ил-20М имеет небольшие индивидуальные отличия в составе бортовой аппаратуры и её настройках.

На борту самолета установлен многоканальный широкодиапазонный комплекс радиолокационной разведки. Его части можно видеть и снаружи: гондола под фюзеляжем — это РЛС бокового обзора «Игла-1», в обтекателях по бокам носовой части фюзеляжа стоит аппаратура станции радиотехнической разведки «Ромб-4» и камеры аэрофотосъемки А-87ПА.

Машины, эксплуатируемые сейчас ВВС России, с середины 2000-х годов проходят модернизацию бортового оборудования. В открытую печать просачивались названия программ создания новых авиационных комплексов разведки «Монитор» и «Анаграмма». Подробности засекречены. Несколько машин Ил-20М, насколько можно судить, прошли переоборудование по этим проектам.

Реактивная система залпового огня 9К51 «Град»

28 марта 1963 года на вооружение советской армии была принята одна штука, которая входит в число самых узнаваемых символов нашего оружия: реактивная система залпового огня 9К51 «Град».

Ну, этого-то наследника «Катюши» знают все. Еще один образчик чисто русского оружия: простое, неприхотливое, мощное, универсальное. И зрелищное!

Разработчик НИИ-147 (ныне тульское НПО «Сплав»). В разных версиях «Град» производился 25 лет — до 1988 года. Всего советская армия получила около 6,5 тысяч «Градов». Из них на вооружении в России до сих стоит (вместе с заскладированными) не менее 2500 штук.

Полевая система дивизионного звена М-21 «Град» состоит из боевой машины (БМ-21 — часто весь комплекс называют по этой маркировке), неуправляемого реактивного снаряда калибра 122 мм и грузовых автомобилей для перевозки укупорок со снарядами. Шасси БМ-21 выполнялось на колесной базе (сперва «Урал-375Д», потом «Урал-4320»). На шасси монтировался пакет из 40 трубчатых направляющих.

На базе 9К51 «Град» были разработаны и производились РСЗО: 9К51 М «Торнадо-Г», десантируемый 9К54 «Град-В», 9К55 «Град-1» (с 36 направляющими, для соединений морской пехоты) и т. п.

Снаряды имели стандартную длину в пределах 287−304 см. Дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами от 5 до 20,4 км, более совершенными для «Торнадо-Г» — до 40 км. Также применяются кассетные снаряды (в снаряжении разбрасываемыми противопехотными и противотанковыми минами либо самоприцеливающимися боевыми элементами), зажигательные, осветительные, химические, постановщики радиопомех. И даже есть управляемая версия («Угроза-1М» с лазерной головкой самонаведения).

Полный залп «Града» обеспечивает поражение незащищенной живой силы противника на площади 2,44 гектара, техники — на площади 1,44 гектара. Время полного залпа 20 секунд.

Свои версии «Града» разрабатывали и производили Египет, Иран, Китай, КНДР, Румыния, Чехословакия. К модернизации бывших советских «Градов» приложили руку также оружейники Израиля и Германии.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена