Фронтовые бомбардировщики

Як-25. Ударные модификации

Як-25. Ударные модификации

18:4807 Apr, 2015 6369

Платформа Як-25 с самого начала продемонстрировала высокий потенциал с точки зрения создания на ее основе машин различного назначения. Неудивительно, что вслед за первоначально запланированными перехватчиками и разведчиками начались работы и над различными ударными самолетами.

Работы над истребителем-бомбардировщиком на базе Як-25 начались еще тогда, когда первый его прототип только проходил испытания. Уже в начале 1953 года К. Б. Яковлева выступило с предложением создать на основе «120» («фирменный» индекс еще не принятого на вооружение Як-25) «истребитель-пират». Столь необычно в письме руководству страны Яковлев назвал классический истребитель-бомбардировщик. Сохраняя возможности Як-25 по ведению воздушного боя (достаточные, естественно, только для борьбы с бомбардировщиками), «пират» смог бы за счет ударного вооружения поражать самолеты противника на аэродромах, действовать на его коммуникациях.

«Пират» получил внутренний индекс «120М». От Як-25 он отличался, в первую очередь, установкой более мощных двигателей АМ-9, пушками НР-23 вместо Н-37 и двумя отсеками в фюзеляже для убираемых внутрь блоков неуправляемых ракет. Предусматривалось размещение либо двух блоков по 16 АРС-57, либо двух двухствольных блоков с ТРС-190. На самолет предполагалась установка модернизированной БРЛС «Сокол-М», приспособленной для неуправляемых ракет.

«120М» проходил испытания с лета 1954 года. Главным препятствием на его пути стало бурное развитие авиатехники — военные посчитали, что во второй половине 50-х принятие на вооружение дозвукового истребителя-бомбардировщика будет ошибочным. Тем не менее «120М» сыграл важную роль, став основой для целого ряда последующих машин КБ.

Разработка легкого фронтового бомбардировщика на базе Як-25 началась в начале 1954 года. Бомбардировщик, в отличие от «пирата», создавался на основе разведчика «125» и сначала нес индекс «125Б», в дальнейшем — Як-25Б. От разведчика бомбардировщик унаследовал размещение экипажа — кабина штурмана находилась в остекленном носовом обтекателе.

Як-25Б

Як-25Б

Як-25Б должен был нести в бомбоотсеке авиабомбы калибром до 3000 кг, из пушечного вооружения сохранили одну НР-23. В первую очередь самолет создавался как скоростной носитель новейшего «изделия 244Н» с зарядом РДС-4Т — легендарной «Татьяны», первой в мире серийной тактической ядерной бомбы. РДС-4Т при массе 1200 кг имела мощность, по разным оценкам, 28−30 кт.

Постройка прототипа Як-25Б завершилась в августе 1954-го, а в конце года самолет совершил первый полет. Ввиду ряда задержек при испытаниях бомбардировщик постигла судьба «120М» — несмотря на то, что первоначально выдвинутым требованиям они соответствовали, самолеты успели устареть до планируемой постановки на вооружение.

Однако программы «120М» и Як-25Б разрабатывались не впустую. На их основе в 1954 году началось проектирование семейства сверхзвуковых самолетов. На этот раз создание бомбардировщика-носителя ядерного оружия стало одним из приоритетных. Первоначально планировалось использование перспективных двигателей АМ-11, однако они задерживались, и в 1955 году было решено временно использовать форсированный РД-9, аналогичный используемому на МиГ-19. Для увеличения скорости также была оптимизирована аэродинамика самолета: в частности, вдвое уменьшена толщина крыла, а форма носа изменена на более заостренную.

Прототип Як-123 — такое временное обозначение получил самолет — начал испытания весной 1956 года. Самолет продемонстрировал значительное преимущество по скоростным и высотным характеристикам перед Ил-28, однако ряд недостатков требовал доработки. В начале 1957-го доработанный самолет под индексом Як-26 прошел контрольные испытания. Была выпущена опытная партия из 10 самолетов. От дальнейшего производства отказались ввиду того, что на подходе были более перспективные машины с двигателями АМ-11. Тем не менее, опыт, полученный при создании Як-26, сыграл важную роль в создании Як-27 и Як-28. Выпущенные Як-26 использовались частично КБ — как летающие лаборатории, частично военными для получения опыта эксплуатации сверхзвуковых бомбардировщиков.

Як-26 вооружался бомбами общей массой до 2 тонн, в бомбоотсеке на специальных выдвижных пусковых устройствах была предусмотрена подвеска неуправляемых ракет. Кроме того, можно было установить пушечный контейнер с четырьмя пушками калибра 23 мм или контейнер с минами для воздушного минирования. На части выпущенных самолетов была установлена кормовая дистанционно управляемая оборонительная установка с пушкой НР-23.

Як-26 достиг на высотах 10−12 км скорости 1400 км/ч и стал первым отечественным сверхзвуковым бомбардировщиком.

Як-26

Як-26

Основные летно-технические характеристики (даны для истребителя-бомбардировщика «120М»):

  • Длина самолета — 15,66 м,
  • Размах крыла — 10,96 м,
  • Вес пустого — 6675 кг,
  • Максимальная скорость — 1122 км/ч
  • Потолок — 16300 м,
  • Экипаж — 2 человека,
  • Вооружение самолета: две пушки НР-23, неуправляемые ракеты.

Еще по теме:
Як-25. Перехватчики
Як-25. Разведчики

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена