Вертолеты

Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14

Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14

14:0020 Aug, 2014 7242

Вертолет наземного базирования, способный садиться на водную поверхность.

В 1960-е годы руководство советского флота затребовало себе базовый противолодочный вертолет, «работающий» с береговых аэродромов. Такую машину было решено создавать на базе удачного «сухопутного» вертолета Ми-8. Первый полет прототипа нового вертолета состоялся 1 августа 1967 года, а на вооружение он был поставлен в 1976 году.

В сравнении с Ми-8 вертолет Ми-14 получил кессонное днище-лодку и боковые поплавки для обеспечения поперечной остойчивости на водной поверхности (до 4 баллов). Под хвостовой балкой — дополнительный поплавок для защиты рулевого винта. В конструкции вертолета были применены легкие трехслойные панели из дюраля с сотовым заполнителем.

Основой бортового комплекса являлась поисково-прицельная система 7071 «Кальмар», включавшая в себя РЛС, опускаемую гидроакустическую станцию «Ока-2», вычислительную аппаратуру и оборудование связи. На более поздних версиях (Ми-14ПЛМ) вместо «Кальмара» была установлена более совершенная система «Осьминог», оснащенная мощной бортовой вычислительной машиной, позволявшей решать большую часть поисковых и ударных задач в автоматическом режиме.

Вертолеты предполагалось применять парами (образовывавшими собственно базовый вертолетный комплекс): одна машина несла ударное вооружение, вторая загружалась радиогидроакустическими буями. «Высеяв» буями район, вертолеты обнаруживали лодку, после чего поисковый занимался наведением ударного, применяющего оружие.

Вооружение Ми-14 в ударном варианте размещалось в герметичном бомбоотсеке и включало одну противолодочную торпеду (АТ-1, АТ-2, ВТТ-1 «Стриж»), с Ми-14ПЛМ также могли использоваться УМГТ-1 «Орлан» и «Колибри», а также ракето-торпеда АПР-2 «Ястреб-М». Кроме того, вместо торпеды вертолет мог нести противолодочные глубинные бомбы разного калибра, в частности — одну ядерную.

Силовая установка — два турбовальных двигателя ТВ3−117М с взлетной мощностью по 2000 л. с. Максимальная взлетная масса вертолета 14,5 тонн, максимальная скорость 230 км/ч, крейсерская 210 км/ч. Практический потолок 4000 км. Боевой радиус с нагрузкой 200 км.

Экипаж четыре человека: командир, второй (т.н. «правый») пилот, штурман (оператор поисково-прицельной системы) и борттехник.

На базе Ми-14ПЛ была сделана также поисково-спасательная версия Ми-14ПС. Снятое противолодочное вооружение позволило разместить отсек на 10 пострадавших, снабдить кабину лебедкой с сеткой, на которой можно было одновременно поднимать с воды до трех человек. Также машина оснащалась сбрасываемыми спасательными плотиками, прожектором и поисковым локатором.

Еще один интересный вариант Ми-14БТ — «буксировщик тралов». Это был противоминный вертолет, буксирующий контактные и неконтактные тралы (парами или в одиночку).

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена