Специальные

Вертолет радиолокационного дозора Ка-31

Вертолет радиолокационного дозора Ка-31

11:0016 Oct, 2015 7494

Ка-31 — морской вертолет дальнего радиолокационного обнаружения соосной схемы КБ «Камова». Предназначен для обеспечения противовоздушной обороны корабельных группировок.

Начиная со Второй мировой войны, неуклонно росла роль противовоздушной обороны (ПВО) кораблей. В 60-е основными врагам становятся противокорабельные ракеты (ПКР) — как авиационного, так и иного базирования. С точки зрения ПВО — это аэродинамическая цель, этакий скоростной самолет-камикадзе и с ними можно и должно бороться не только средствами радиоэлектронного противодействия, но и непосредственно сбивая. В лучшем случае, разумеется, ракеты необходимо уничтожать вместе с носителями еще до их запуска. При этом на первый план выходит своевременное обнаружение, на максимально возможной дальности. Для этих целей боевые корабли оснащаются мощнейшими РЛС, часто даже превосходящими станции наземных комплексов ПВО. Однако у корабельных РЛС есть существенный недостаток — они видят цели только по прямой, то есть ракета или самолет, летящие на малой высоте, или надводный корабль противника могут быть обнаружены слишком поздно. Очевидным решением является поднять РЛС как можно выше — желательно на несколько километров.

Палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) начали появляться практически сразу после окончания Второй мировой. Однако у них был существенный недостаток — для базирования им требовался полноценный авианосец с катапультами, защита же требуется всем. Первыми вертолет ДРЛО, по опыту войны на Фолклендах, создали англичане, оснастив в 1982 году свои «Си Кинги» РЛС в грибообразном обтекателе. Важность ПВО корабельных группировок остро осознавали и в СССР, начав во второй половине 80-х разработку своего вертолета ДРЛО. Работа была поручена главному «морскому» вертолетному КБ Камова, за основу был взят транспортный вертолет Ка-29. В первую очередь дозорными машинами планировалось оснастить авианесущие крейсера типа «Киев» и «Тбилиси» («Адмирал Кузнецов» до 1990 года). В 1987 году Ка-31 совершил первый полет. Однако эта программа, как и многие другие в позднем СССР, застопорилась ввиду прекращения финансирования, и серийное производство так и не было начато. Выпущенные прототипы ограниченно эксплуатировались, вертолет был принят на вооружение ВМФ России в 1995 году.

Ка-31 ВМС Индии
Ка-31 ВМС Индии. Фото: Википедия

Вторую жизнь машина получила благодаря экспортным заказам. В 1999 году Индия подписала контракт на приобретение девяти вертолетов, поставленных в 2001–2004 годах. Первоначально вертолеты планировались, в первую очередь, для использования в составе авиагруппы приобретенного в России авианосца «Адмирал Горшков» (ныне «Викрамадитья»), однако машина понравилась, и в 2009-м приобрели еще пять единиц. Закупил Ка-31 в 2007 году и соперник Индии Китай — девять машин с поставками в 2010–2012 годах.

Когда ВМФ начал восстанавливаться, заинтересовался вертолетами ДРЛО и отечественный госзакачик. В 2012 году ВМФ России было передано два вертолета Ка-31Р. Относительно малый объем закупок был обусловлен изначальной ориентацией на создание более совершенной модификации, с новой РЛС. На прошедшем авиасалоне МАКС-2015 было официально объявлено о принятии на вооружение ВМФ усовершенствованной версии Ка-31 — Ка-35. Именно этот вертолет будет закупаться в дальнейшем для нужд флота.

Мелкосерийное производство вертолетов Ка-31/35 для отечественного и зарубежного заказчика ведется на Кумертауском авиационно-производственном предприятии в Башкортостане. Машина создана на основе транспортно-боевого вертолета соосной схемы Ка-29 и унифицирована с ним по значительной части узлов. Оснащена дополнительными топливными баками. Главным внешним отличием является крупная прямоугольная вращаемая антенна РЛС, в нерабочем состоянии складываемая и «поджимаемая» к фюзеляжу. РЛС обеспечивает обнаружение цели типа «истребитель» на дальности до 150 км, «катер» — 280 км. Следует отметить, что это возможности оригинального, немодернизированного комплекса — у Ка-31Р и тем более Ка-35 они определенно гораздо выше. Информация об обнаруженных целях по автоматизированному каналу связи передается на корабль.

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина фюзеляжа — 11,6 м,
  • Диаметр винтов — 15,9 м,
  • Высота — 5,5 м,
  • Вес пустого — 5520 кг, максимальный взлетный — 12500 кг,
  • Скорость:
    максимальная — 250 км/ч,
    крейсерская — 220 км/ч,
  • Потолок:
    максимальный — 5000 м,
    рабочий — 1500–3500 м,
  • Дальность полета — 680 км,
  • Продолжительность патрулирования — 2,5 часа (на высоте 3500 м),
  • Экипаж — 3 человека.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена