Лодки специального назначения

Подводная лодка-мишень проекта 690 «Кефаль»

Подводная лодка-мишень проекта 690 «Кефаль»

12:3231 Oct, 2014 11056

Субмарина-мишень специального назначения, предназначенная для испытания новых образцов противолодочного вооружения.

Представляла собой лодку-мишень для испытательных стрельб новых образцов противолодочного оружия по натурной модели. Разработчик ЦКБ-112 (ныне нижегородское ЦКБ «Лазурит»). Длительное время являлась единственной в мире субмариной-мишенью специальной постройки.

Технический проект разработан в 1963 году, первая лодка серии сдана в 1967 году, последняя в 1970. Строились на 199-м заводе им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в Комсомольске-на-Амуре.

По требования техзадания должна была выдерживать попадания инертных (т.е. не снаряженных взрывчатыми веществами) образцов противолодочного оружия: 533-мм торпед массой до 2,2 тонн на скорости до 50 узлов либо реактивных глубинных бомб РГБ-60 калибра 212 мм с массой 110 кг. Подобные задачи решались в истории подводного судостроения впервые.

ПЛ-мишень проекта 690 BRAVO ВМФ СССР, Севастополь, 1974 год

ПЛ-мишень проекта 690 BRAVO ВМФ СССР, Севастополь, 1974 год. Фото из архива murzik

Лодка двухкорпусная, выполнена с учетом результатов проекта «Енот-Г», реализовывавшегося в начале 1960-х годов (создание лодок-мишеней на базе серийных дизель-электрических субмарин проектов 613 и 633). Основной задачей было обеспечить усиленную конструктивную защиту с погашением значительной кинетической энергии торпеды. В конструкции реализован принцип частичной независимости обоих корпусов (легкого и прочного) за счет отсутствия жестких конструктивных соединений между ними — связывающие стойки выполнены легко сминающимися.

Водоизмещение надводное/подводное 1910/2940. Длина корпуса около 70 метров, ширина около 9 метров. Глубина погружения 300 метров. Наибольшая скорость под водой 18 узлов, над водой по разным данным 10−12 узлов. Энергоустановка по техзаданию унифицировалась с энергоустановкой ракетной дизель-электрической субмарины проекта 651. Экипаж по разным данным 33−34 человека. Лодка оснащалась всплывающей спасательной камерой многократного применения, вмещавшей трех человек.

ПЛ проекта 690 BRAVO С-310 или С-226 в Северном доке Севастополя, 1980-е годы

ПЛ проекта 690 BRAVO С-310 или С-226 в Северном доке Севастополя, 1980-е годы. Фото из архива Петрович-2

Лодка вооружалась двумя торпедными аппаратами: одним калибра 533 мм (боезапас шесть торпед СЭТ-65, САЭТ-60 или 53−65К) и одним калибра 400 мм (боезапас четыре торпеды МГТ-1, СЭТ-40 или средства гидроакустического противодействия).

Всего было построено четыре лодки: С-368 (Тихоокеанский флот), С-226 (Черноморский флот), С-256 (Северный флот, с 1991 года Черноморский) и С-310 (Тихоокеанский флот, затем Черноморский). Все лодки ныне выведены из состава флота. Первый три утилизированы, С-310 в 2000 году была передана Украине, ныне находится в полузатопленном состоянии в Херсоне, где уже 15 лет решается вопрос о создании на ее базе музея.

ПЛ-мишень С-310 проекта 690 BRAVO ВМФ России, Черноморский флот, 1992 год

ПЛ-мишень С-310 проекта 690 BRAVO ВМФ России, Черноморский флот, 1992 год. Фото из архива vas63

В 1974 году С-310 модернизировалась с целью проведения испытаний противолодочных снарядов РПК-5 «Ливень», применяемых из установки РБУ-1000

С 1981 года планировалось построить принципиально новую лодку проекта 690 М, которая была бы способна выдерживать попадания более тяжелого противолодочного вооружения (торпед и ракето-торпед калибра 533 и 650 мм, в т. ч. таких как «Шквал», «Водопад» и «Ветер»). Опытные конструкции лодки были построены и испытана к 1984 году, однако до 1991 года строительство лодки не велось, а позднее было прекращено окончательно.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена